Логотип

 

Мужчина и женщина в стародавние времена

 
Источник: Государственный музей-заповедник "Царское село"

Выставка размещена на первом этаже павильона Холодных бань, расположенного на территории регулярной части Екатерининского парка. Открытие выставки в 1996 году стало сенсацией. Представленные на обозрение впервые экспонаты этой выставки — то только часть когда-то очень большой (свыше 700 предметов) эротической коллекции, которую от поколения к поколению собирали русские императоры. В 1918 году коллекция была выделена в особое хранение. В 1930-40 -е годы она была практически засекречена и демонстрировалась только узкому кругу избранных посетителей. В 1950 году многие предметы были уничтожены по решению специальной комиссии, как произведения не имеющие "художественной" ценности и недостойные хранения.

Залы павильона Холодных бань выбраны не случайно, они придают оттенок интимности. К тому же здесь рядом в Зубовском флигеле Екатерининского дворца находились комнаты фаворитов императрицы Екатерины II, которая, как считается, положила начало коллекции.

В первых трех комнатах экспозиции — изысканные костюмы, изящные вещицы, портреты чувственных дам и блестящих кавалеров, гравюры, фарфор, изделия из бисера, веера и табакерки, письменные принадлежности, подставки для колец и печатей. Все эти предметы создают особый аромат атмосферы той жизни, которая создавала женщину, и формировала ее увлечения в прошлые века. Затем вы попадаете в самый большой зал "слабостей и наслаждений". Экспозиция размещена в несохранившемся Купальном зале Холодных бань. Здесь собраны с огромным трудом сохраненные вещи царствующих особ XVIII - XIX веков.

Первые "пикантные" вещицы появились в интерьерах Екатерининского дворца с появлением куртуазных развлечений XVIII века. Сегодня в эту коллекцию входят скульптурные произведения и бронзовая пластика, барельефы и медали, разнообразные предметы бытового назначения — коробочки и табакерки, курительные трубки и игральные карты, изделия из фарфора и керамики, декорированные эротическими сюжетами. Любопытны табакерки с двойными крышками, которые украшались безобидными по сюжету изящными галантными сценками, а внутри, за второй крышкой скрывались любовные картинки, причем такие, что ни о какой строгости нравов говорить не приходится. Подобные приемы использовались в России на фабрике Лукутина в XIX веке, где изготавливали коробочки-обманки с двойным дном, скрывающие яркие эротические композиции.

Распространен был еще один прием в изготовлении подобных забав. В начале XIX века выпускались игральные карты, которые внешне ничем не отличались отобычных, но если карту такой колоды поднести к свече, то неожиданно появляется еще одна фигура, недвусмысленно дополняющая изображение дамы, короля или валета. Фарфоровую статуэтку можно раздеть, отстегнув подол платья. "Молодой человек в парике" (XIX век), "Альпийский крестьянин", статуэтка мальчика — все они кроме шутки, использовались еще в качестве копилок и солонок. Кроме того, скульптурки "Застигнутые любовники" (Франция, 1770 год) или "Семейная сцена", сделанная на заводе Гужева в России.

В числе наиболее ценных экспонатов — китайские свитки XIX века, принадлежавшие лично императрице Екатерине II. На рисовой бумаге до сих пор сохранились акварельные картинки "поз любви". А также многочисленные статуэтки, фигурки, рисунки "Улыбки художника", хранившиеся у императора Александра II, его курительные трубки, в форме обнаженных женщин, табакерки, расписанные веера не оставят Вас равнодушными.

Последние две комнаты посвящены мужскому миру. Кабинет в турецком стиле дает отзвук дальних путешествий, связанных с военными походами, увлечением Востоком и пришедших оттуда пристрастий к кальяну и кофе. О воинской славе, летних лагерях и увлечениях в мужском кругу поведают мундиры и шпаги, карты военных походов, трубки и дружеские шаржи, сделанные в минуты отдыха. Экспонаты экспозиции "Увлечение, слабости, наслаждения" уже побывали на международной выставке "Паломничество на остров Киферу. Любовь и эротика в изобразительном искусстве", которая проходила в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга — Манеже, в 1997 году. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>