Логотип

 



Рекламный Плакат Эпохи Модерн

В конце XIX века появление рекламных плакатов на улицах навсегда изменило жизнь горожан. Франция, Париж, Монмартр — вот откуда началось зарождение этого вида печатной графики, формирование и взлет которого происходили в эпоху модерна. Стиль ар нуво с его изгибами, плавными линиями, утонченными женскими образами и цветами в полной мере был выражен в литографированных плакатах французских художников. Работы Э.-М. Буиссе, Э.С. Грассе, Г.Г. Ибельса, Л.Метиве, Ж. Мюнье, Ж. Палеолога, Ж. Фера в свое время быстро завоевали популярность, а в наши дни стали предметами коллекционирования.

Родоначальником рекламного плаката считается Жюль Шере (1836–1932). Именно он определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Став авторским, рекламный плакат достиг уровня искусства. До появления художественных плакатов афиши представляли собой текст, который лишь иногда сопровождался рисунками. Так было вплоть до второй половины XIX века.

Реклама велосипедной фабрики «Комио»Т. А. Стейнлен. Реклама велосипедной фабрики «Комио». 1897

Взамен традиционной формы плаката с максимумом буквенной информации Жюль Шере предложил яркий, бросающийся в глаза рисунок и очень скупой текст. Большую роль стала играть линия, контур предметов. Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов плакаты легко воспринимались на расстоянии.

На рекламном плакате сигаретной бумаги «Джоб» обаятельная девушка кокетливо смотрит на зрителя и явно старается привлечь внимание. Ее платье соответствует моде того времени. Объемные рукава и узкая талия — характерные черты стиля модерн. Необычный ракурс фигуры, демонстрирующей себя, был бы неуместен в живописи, а в плакате, главная задача которого — привлечь и запомниться, оказывается необходимым выразительным средством.

На рекламе американского аперитива «Кэнкэн Дюбонэ» художник изображает веселую даму, сидящую в непринужденной позе. Эта женщина сама являет собой декорацию: взгляните на ее экстравагантное платье, огромную шляпу и изящные туфельки. Она слегка пьяна, раскованна, весела и задорна и в силу всего этого необычайно привлекательна.

Жюль Шере, проживший долгую жизнь, получал множество заказов. Он создал более тысячи различных плакатов. Шере рисовал афиши для карнавалов, выставок, кабаре, казино, театров. Художник оставил множество плакатов, рекламирующих парфюмерию и косметику, мыло, керосиновые лампы, фармацевтическую продукцию, автомобили и многое другое. Оригинальный стиль отличает работы известного французского художника Пьера Боннара (1867–1947). Мало кто знает, что творческий путь этого автора начался именно с плаката. В 1890 году Боннар победил в конкурсе рекламы шампанского. В плакате «Французское шампанское»Боннар, используя модные изгибы ар нуво, создал обаятельный образ женщины с бокалом вина.

На плакатах французского художника швейцарского происхождения Теофиля Стейнлена (1859–1923) не встретишь ни вымышленных персонажей, ни преувеличенной декоративности. В рекламе горячего шоколада («Chocolate de la Compagnie Francaise») он изображает свою жену, очаровательную дочку и кошку. Крупным планом, в реалистической манере нарисована семья за завтраком. С необычайной теплотой художник изображает атмосферу семейного счастья, а шоколад становится неотъемлемой частью dolce vita — сладкой жизни. Большую популярность снискал рекламный плакат «Стерилизованное молоко» для молочного магазина братьев Килло, на котором изображена дочь Стейнлена Колетт. Девочка пьет молоко, а расположившиеся у ног кошки усиливают ощущение домашнего уюта. Ярко-красное платье Колетт привлекает внимание, а сюжет вызывает умиление и симпатию. Настоящее признание пришло к чешскому художнику Альфонсу Мухе (1860–1939) именно в Париже, где он жил с 1888 года. Альфонс Муха создал новый плакатный стиль, который так и назван «le style Mucha» — «стиль Мухи». Истинным украшением каждого плаката были романтизированные женские образы, сам же товар фигурировал в рекламе весьма опосредованно.

Альфонс Муха выполнял заказы на рекламу алкогольных и безалкогольных напитков, сладостей, детского питания, а также сигаретной бумаги, типографий и железнодорожных компаний, новомодного изобретения — велосипедов.

В рекламных плакатах художник пропагандирует новый идеал красоты — женщину-загадку, роковую и мечтательную. Этот образ вызывает восхищение, а декоративность исполнения привлекает внимание.

Известный плакат, заказанный производителем велосипедов «Перфекта» («Perfecta»), кажется фрагментом большой композиции. Молодая женщина, грациозно опираясь на руль, смотрит на нас, а движение передают развевающиеся от ветра волосы. Зритель видел женщину, которая не хочет больше день за днем сидеть дома и воспитывать детей; она занимается спортом, ведет активный образ жизни. Так реклама способствовала изменению общественных норм и воззрений. Но чаще всего в своих работах Муха использовал далекие от земных подробностей образы. Его грациозные дамы — аллегории времен года, красоты, гармонии, мечты, упоения, свободы... Альфонс Муха был одним из тех мастеров, кто поднял афишу и плакат на уровень настоящего искусства. Он достиг этого, предъявляя столь же высокие требования к своим афишам и декоративным композициям, какие предъявлял к живописи.

Реклама сигаретной бумаги «Джоб»Ж. Шере. Реклама сигаретной бумаги «Джоб». 1895

Благодаря изобретению цветной литографии, во второй половине XIX века для художников-графиков открылись неисчерпаемые возможности. Работы лучших мастеров совершенно индивидуальны по методу выражения. У каждого художника было свое представление о женском идеале, которое они переносили и в рекламный плакат. У Жюля Шере это были милые, веселые девушки, свободные и волнующие сердце зрителя. Теофиль Стейнлен выбрал образ женщины-матери, ибо счастье в его понимании заключается в семейных радостях. Альфонс Муха прославился созданием идеальных женских образов.

Период расцвета искусства плаката пришелся во Франции на 1880–1890-е годы. В конце XIX века возникла мода на коллекционирование афиш. Появлялись собиратели, возникали галереи, при этом в центре внимания находилась художественная значимость и редкость плакатов, ведь часть их выпускалась ограниченным тиражом.

В 1897 году впервые была организована выставка художественных афиш. А открылась она именно в Петербурге. Выставка, оказавшая большое влияние на становление визуальной рекламы в России, собрала более 700 произведений художников из 13 стран.

В наши дни реклама стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Порой мы даже не замечаем, как борются за наше внимание многочисленные плакаты и рекламные щиты. Сегодня главной составляющей рекламного плаката является коммерческая сторона. А в конце XIX века художники стремились сделать окружающую действительность немного прекрасней, подходя к созданию работ с эстетической точки зрения. В этом и заключается художественная ценность рекламных плакатов ар нуво.

Интенсивность современной жизни требует простых и ярких образов, кратких и выразительных фраз. Быстрое движение на улицах не дает возможности городскому человеку остановиться и спокойно рассмотреть изображение. Публика не созерцает плакат, а реагирует только на то, что отвечает ее интересам. Несмотря на это, принципы создания рекламных плакатов, выработанные на рубеже XIX–XX веков, применяются и сегодня. Цвет и четкость линий по-прежнему имеют первостепенное значение для восприятия плаката «на ходу», а лаконичность и композиционная компактность остаются важнейшими элементами современной рекламы.

В начало раздела "Живопись и графика">>>