Логотип

 

Купальщица или нимфа?

Живописное полотно Тимофея Андреевича фон Неффа (1805–1876), хранящееся в одном из частных собраний Санкт-Петербурга, — вариант знаменитой композиции этого художника, известной как «Купальщица» («Нимфа»). Это символико-аллегорическая картина, осмысление которой, несмотря на кажущуюся простоту содержания, требует большого душевного напряжения.

 

Тимофей Андреевич фон Нефф. «Купальщица». Х., м. 137,0 х 124,5. Рим. 1859. Частное собрание С.-Петербурга

 

Нимфы — божества, олицетворяющие явления природы и считающиеся дочерьми Зевса или Геи. Нимфы участвовали в совете богов, становились их возлюбленными и матерями героев. Храмы, посвященные нимфам, располагались у источников, в гротах. Нимф изображали в виде очаровательных полуобнаженных девушек. Считалось, что нимфы, наделенные красивыми голосами и даром предвиденья, вдохновляли поэтов на сочинение эпических, героических и любовных стихов.

На голове купальщицы – венок из каллистегии. Именно это южное растение семейства вьюнковых связано с именем аркадской нимфыКаллисто. Возлюбленная Зевса родила от него сына Аркада, ставшего праотцом всех жителей горной Аркадии. Гонимая ревнивой Герой, прелестная нимфа олицетворяла сверхъестественные силы, все, что вмещает в себя живая и неживая природа, горную Аркадию, страну, которая издревле ассоциировалась с простой и безмятежной жизнью на лоне природы. Уже в XVII веке в искусстве возникает сюжет: «Et ego in Arcadia beata vixi…» («И я когда-то жил в Аркадии счастливой…»). В эпоху романтизма эта тема была преисполнена идиллической грустью по канувшей в вечность и, увы, более недосягаемой радости и гармонии бытия.

Тимофей Андреевич фон Нефф всю жизнь испытывал непреодолимую тягу к античности, которая была его «религией». Представляется, что его нимфа — божество природы, муза, дарящая художнику творческие силы. Возникает догадка: не является ли картина «Купальщица» аллегорическим портретом великой княгини Марии Николаевны, председателя Императорского общества поощрения художников и президента Императорской академии художеств. Русское искусство XVIII века знает немало портретов родовой знати, представленной в ипостаси олимпийцев: Петр I — Нептун, Екатерина II — Минерва, граф Григорий Григорьевич Орлов — Арес, граф Александр Васильевич Суворов — Марс. Физиогномическое сходство в данном случае казалось не самым существенным. Такие портреты являлись, прежде всего, выражением божественной сути великих личностей. Утверждение, что в образе нимфы-музы подразумевается покровительница искусств — их императорское величество великая княгиня Мария Николаевна (1819–1876), которой ко времени создания картины было около 40 лет, не противоречит иконографическим особенностям творчества художника.

Невозможно назвать единственный пластический прототип композиции фон Неффа. Здесь чувствуется влияние античных скульпторов и итальянских художников эпохи Возрождения. Мастер не мог не знать гравюру Андреа Мантеньи «Битва морских божеств» (ок. 1485–1488), на которой изображена нимфа, оглядывающаяся на зрителя. Эта фигура, в свою очередь, заимствована Мантеньей с рельефа на римском саркофаге II века нашей эры. Вспоминается также произведение ДжулиоБонасоне (ок. 1510 – ок. 1576) «Похищение Европы» и, конечно, «Суд Париса» Маркантонио Раймонди (ок. 1483–1534), где одна из нимф сидит у ручья.

Знаменитая «Купальщица» (х., м. 153 х 153 см. Живописная композиция на прямоугольном полотне вписана в круг) Тимофея Андреевича фон Неффа(Государственный Русский музей) имеет подпись автора, а также его указание на место и время создания: «Roma 1858 / Neff». В следующем году художник написал несколько увеличенный авторский повтор композиции: х., м.; диаметр — 160 см (круг), подписав его: «Roma 1859 / Neff» (Омский областной музей изобразительных искусств). Обе картины являлись собственностью царей. Но если полотно 1858 года было передано из Императорского Эрмитажа в Русский музей имени императора Александра III в 1897 году, то блистательная авторская версия произведения, датированная 1859 годом, все еще оставалась собственностью двора. Весьма схожие между собой авторские версии «Купальщицы», 1858 и 1859 годов, конечно же, не экспонировались рядом в Императорском Эрмитаже.

О прежнем местонахождении картины, некогда неизвестной широкой публике (1859 год, ранее собственность царского двора, сейчас находится в Омске), можно только строить догадки. Едва ли она украшала уборную или примыкающий к ней темный коридор в Зимнем дворце над Салтыковским подъездом. Там была размещена только европейская и восточная эротическая графика. В павильоне Ферма в Детском Селе и на собственной даче в Петергофе (в 1920-е годы передана К. Е. Ворошилову) были развешены дозволенные взору только избранных членов царской фамилии картины, как тогда казалось, фривольного содержания. Исходя из этики православной России XIX века, «Купальщица» фон Неффа с ее классическим сюжетом, но при этом по-новому показывающая материальную реальность обнаженного женского тела, воспринималась не только как произведение высокого академического стиля, но и как нечто непростительно вольное. С большой долей вероятности можно утверждать, что «Купальщица» (1859) до 1917 года экспонировалась только для избранных. После революции она была изъята из бывшего царского собрания в Антиквариат, а в 1925 году поступила в омскую коллекцию через Ленинградское отделение Государственного музейного фонда. Таким образом, эта картина менее известна публике, чем хранящаяся в Государственном Русском музее.

Возвратившись из Рима в Санкт-Петербург (1859), художник привез с собой оба холста с композициями в круге. Более того, можно утверждать, что, по крайней мере, одна из «Купальщиц» была куплена Александром II в том же 1859 году, ибо уже в 1860 году она была скопирована в Императорском Эрмитаже. Эта копия (х., м.) подписана и датирована копиистом: «Рокачевскiй. 1860. С Неффа» (местонахождение неизвестно; ранее — Харьков, Музей изящных искусств при Харьковском университете). С какого из двух оригиналов была сделана Рокачевским эта копия, сейчас определить невозможно. Видимо, в Императорском Эрмитаже, где учащимся Императорской академии художеств предоставляли широкую возможность копировать, до 1897 года был написан еще один повтор «Купальщицы» (СПб.,частное собрание). Эта копия (х., м.; диаметр — 142 см, круг) имеет авторскую надпись «Копiя с Т. А. фонъ Неффа» и монограмму копииста.

Наличие старых копий с «Купальщицы» свидетельствует о большом значении этой композиции для истории русского искусства. Создание авторских повторов, не уступающих по художественным достоинствам первому варианту, было характерной чертой творчества Тимофея Андреевича фон Неффа, произведения которого пользовались огромным успехом у заказчиков. Так, к примеру, имеется собственноручный живописный вариант (Челябинск, Областная картинная галерея) части композиции его знаменитой картины «Две девушки в гроте» (1859. Государственный Русский музей).

Картина из частного собрания в Санкт-Петербурге («Roma fec./ Neff. 1859»), без всяких сомнений, является подлинным авторским произведением Тимофея Андреевича фон Неффа. Она слегка отличается размером, но главное — прямоугольным форматом изобразительного поля от заключенных в круг аналогичных ей живописных опусов, находящихся в Санкт-Петербурге и Омске. Пейзаж здесь пространственно шире и вместе с этим действительно романтичнее. Подписанная и датированная самим художником, созданная им в Риме с большим вдохновением, эта «Купальщица» 1859 года (личная собственность) безупречна по мастерству. Приходится только удивляться тому, что в силу каких-то превратностей судьбы холст долгое время не был достоянием специалистов по истории искусств. Эта «Купальщица» фон Неффа, конечно же, достойна пополнить собой государственную музейную коллекцию и экспонироваться для широкой публики. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>