Логотип

 

Искусство советской эпохи

 

Советское искусство прочно заняло свою нишу на антикварном рынке. И в течение последних 15 лет является объектом пристального внимания московских галерей.

 

Иванов В.И. Генерал Батов. 1950. Х., м. 80,0 х 118,0. Подпись в правом нижнем углу. Галерея «СОВКОМ». $18 000

 

Прошедшие в декабре 2004 года Рождественский салон и выставка «Полвека советского искусства. 1920–1970-е годы», в которых приняли участие более 30 галерей, сделали данный сегмент рынка более доступным для зрителей-покупателей. В последующие полгода интерес собирателей к этому искусству значительно возрос.

«Тихое» искусство советской эпохи

Революционное советское искусство на Западе, да и у нас, часто называют тоталитарным. Спроса на него почти нет. Сцены «славного» революционного прошлого, портреты большевиков и их вождей практически не продаются. Западная мода на них уже давно прошла, а их историческая ценность еще не понята нашими соотечественниками.

В тени соцреализма жили и работали прекрасные художники. Галерея «Ковчег» одна из первых на постсоветском пространстве стала работать с малоизвестным русским искусством советского времени. В своих проектах «Музей неактуального искусства. Часть I и Часть II» «ковчеговцы» ввели в художественно-рыночное пространство огромное количество новых имен. В течение последних пятнадцати лет многочисленные выставки художников 1920–1930-х годов, проходившие в «Ковчеге», формировали вкус собирателей. Благодаря неустанной культурологической деятельности «Ковчега», сложился круг коллекционеров творчества Антонины Софроновой, Михаила Соколова, Михаила Кузнецова и многих их «тихих» современников. Цены на их графику росли с каждым годом — от 300–500 долларов в начале 1990-х годов до 1000–2000 долларов на сегодняшний день. А живопись вышеперечисленных мастеров стоит уже десятки тысяч долларов.

Соломин Н.К. Красная площадь. 1970. Х., м. 80,5 х 120,0. Подпись в правом нижнем углу. Галерея «СОВКОМ». $11 000

Давно известная на рынке галерея «Форма», также специализирующаяся на советском искусстве, открыв новое помещение на Сретенке, расширила и обновила свою коллекцию. Ее девиз — «Три поколения русского реализма». И в отличие от галереи Шишкина, они сотрудничают с современными отечественными художниками, работающими в академической манере.Галереисты из «Формы» тесно связаны с известной академической дачей на Валдае, где и сегодня пишутся прекрасные пейзажи нашей родной природы.

Галерея «Арт–Диваж», открывшаяся всего три года назад, заняла в данном секторе советского искусства особое место. Ей удалось собрать замечательную коллекцию мастеров ленинградской школы. Малоизвестные широкому кругу ученики Малевича, Петрова-Водкина, Матюшина, Филонова создали свое направление в искусстве советского времени. Долгие годы их творчество находилось в полном забвении. Благодаря выставкам «Арт-Диважа», утонченные, изысканные произведения ленинградцев находят своих ценителей и собирателей. Стоимость произведений А. Русакова, В. Гринберга и Е. Ермиловой-Платовой колеблется сегодня от 3000–4000 долларов до 10 000– 12 000 долларов. Выпускаемые этой галереей каталоги становятся бесценным справочным материалом для коллекционеров.

Центральные фигуры на рынке советского искусства

Окс Е.Б. Старая Пресня. Вид из окна на озеро зоопарка. 1943. Х., картон, м., 34,0 х 49,0. Удостоверяющая подпись дочери на обороте. Галерея Леонида Шишкина. $2000

Старейшим и крупнейшим игроком в этом сегменте была и остается галерея Леонида Шишкина. Еще в конце 1980-х Шишкин начал собирать совсем непопулярное тогда советское искусство. И он — один из первых галереистов начала 1990-х годов — сумел вывести его на рынок. В 1999 году галерея Шишкина начала проводить аукционы. Аукционные каталоги стали первыми рыночными изданиями, где советское искусство преподносилось должным образом. Там же можно было узнать и цены на произведения советских мастеров.

На свои первые аукционы Шишкин приглашал живущих в Москве иностранцев. Они охотно покупали красивые пейзажи, а также и характерные произведения соцреализма. Цены были тогда совсем невысокие — от 100 до 500 долларов. Работая в этом сегменте, Шишкин детально изучил историю советского искусства, собрал обширную библиографию художников. И для ориентации своего покупателя в этом, совершенно для них незнакомом материале, для определения качества произведений Шишкин разработал довольно точную шкалу. Художники были разделены на академиков, член-корреспондентов, народных и заслуженных. Каждой из этих категорий был присвоен определенный значок: серп и молот, звездочка, палитра, лавровый венок. Венками Шишкин удостоил сто лучших мастеров советского периода. В аукционных каталогах перед именем мастера ставился тот или иной значок, а работы художников, отмеченных всеми пятью значками, уже могли претендовать на значительные цены. Покупатель начал разбираться в вопросе, знал имена и школы советского искусства.

Ткачев А.П., Ткачев С.П. Наш дом. Яблоня цветет. 2001. Картон, м. 40,0 х 60,0. Подпись в правом нижнем углу. ЭкспертизаГосНИИР. Галерея «СОВКОМ». $10 100

Кроме советских изо-академиков Павла Соколова-Скаля, Николая Ромадина и широко известного на Западе Дмитрия Налбандяна, покупатели стали ценить тонкую живопись Петра Андрианова, Евсея Решина, Виктора Чуловича и многих их коллег. Сегодня с удовольствием раскупают иллюстрации к детским книжкам и замечательную графику Юлии Разумовской и Ольги Богаевской. Прекрасно написанные пейзажи Решина или Чуловича стоят уже более 1500 долларов, а еще пару лет назад их можно было приобрести за 700–800 долларов.

В 2001 году галерея Шишкина представила советское искусство на ярмарке в Милане. К этой экспозиции был проявлен определенный интерес. Круг покупателей увеличился. Новые поклонники появились у галереи и после ее выхода в Интернет. Сегодня на каждый аукцион приходят заочные биды из США, Европы, Японии и Новой Зеландии.

Цены на аукционах неуклонно растут. На апрельском аукционе 2004 года был поставлен рекорд — огромная картина малоизвестной советской художницы Л.Скубко-Карпас «Интересная радиопередача» (1953) при старте в 25 000 долларов была продана за 46 000 долларов. И приобрел ее наш соотечественник. В России уже складывается новый пласт коллекционеров — ценителей советского искусства. В последние два сезона галерея Шишкина широко позиционирует себя на рынке. Ее антикварные интересы уже охватывают весь XX век. Аукционные коллекции называются «Русская живопись XX века», они включают работы русских художников различных направлений.

Ромадин Н.М. Этюд к картине «Весенний воздух». 1965. Картон, м. 60,0 х 42,0. Удостоверяющая подпись сына на обороте. Галерея Леонида Шишкина. $4800

 

Значительно расширил этот сегмент «СОВКОМ», который вышел в открытое рыночное пространство в декабре 2004 года как «Галерея советской и современной живописи». «СОВКОМ» занял активную позицию, разработал собственную стратегию развития. На весь сезон 2004–2005 года был построен график проведения аукционов, разработан дизайн каталогов, проведена активная рекламная кампания. На аукционы в «СОВКОМ» приходят уже отечественные собиратели — «молодая поросль» российского бизнеса. Цены здесь несколько выше, чем у Шишкина. На февральском аукционе 2005 года скромная по художественным достоинствам, но большая по размерам картина Ю. Пименова «Стюардесса» (96 х 96), при старте в 60 000 долларов была продана за 65 000 долларов.

Глава галереи «СОВКОМ» Юрий Тюхтин пророчит советскому искусству большое рыночное будущее: «Потенциал роста цен в живописи 1920–1990 годов огромен. Если пять лет назад работы А. Дейнеки, С. Герасимова, Б. Щербакова, Ю. Пименова можно было купить за 5000 долларов, то теперь цена на их работы достигает 100 000 долларов. А скоро она поднимется до 200 000–250 000 долларов, и мы сравняемся с Европой. И я уверен, что цены на советское искусство будут расти еще лет десять». 

В начало раздела "Живопись и графика">>>