Логотип

 

Шедевры, которые мы потеряли

Ничто не вечно, даже искусство. Сведения об утратах великих произведений дошли до нас еще с античных времен. Как ни печально, искусство гибнет. Гибнет от рук варваров, экстремистов, некомпетентных реставраторов или же просто по воле судьбы.

 

Бэнкси. Криминальное чтиво. Настенная роспись. Олд стрит, Лондон

Хрестоматийный пример — золотая статуя Зевса, сгоревшая в V веке до нашей эры в Греции вместе с дворцом императора Феодосия II. Другой пример, уже из XIX века, — Венера Милосская, знаменитая на весь мир скульптура, лишившаяся обеих рук во время погрузки на французский корабль. Что может быть глупее, чем, например, разбить, запутавшись в своих шнурках, гордость экспозиции кембриджского музея, уникальную китайскую вазу? Разве что проткнуть локтем бесценный холст Пабло Пикассо из своего собственного собрания. И эти два происшествия можно смело поставить во главе печального списка самых громких «несчастных случаев», произошедших с произведениями искусства.

«Неприятность» с картиной Пабло Пикассо «Сон» произошла в 2006 году перед тем, как владелец уникального холста, американский коллекционер Стив Уинн (SteveWynn), собирался перепродать картину миллионеру Стиву Коэну (Steve Cohen). Если бы эта сделка состоялась, то «Сон», оцененный в $139 000 000, стал бы одним из самых дорогих произведений искусства в мире. Но незадолго до этого коллекционер решил показать картину, висящую на одной из стен его кабинета, гостям. При этом Уинн, страдающий слабым зрением, столь активно жестикулировал, что случайно проткнул полотно локтем. После того, как «Сон» был отреставрирован, коллекционер отказался от сделки, посчитав произошедшее знаком судьбы.

Другой «несчастный случай» произошел в том же году в парижском центре Помпиду, где проходила большая выставка «Лос–Анджелес 1955–1985: Рождение столицы мира искусства». Накануне открытия со стены рухнуло произведение минималиста Питера Александера (Peter Alexander), а чуть позже такая же участь постигла рельеф другого художника, Крейга Кауфмана (Craig Kauffman). И этот случай не является одиночным: «падения» шедевров являются самой распространенной причиной их гибели. В ночь на 1 июля в нью–йоркском Metropolitan, сорвавшись с креплений, разбилось ценное терракотовое панно XV века.

Зимой 2006 года неуклюжий посетитель заставил понервничать сотрудников кембриджского музея Фитцуильяма (Fitzwilliam museum). Запутавшись в шнурках, он покатился по лестнице, сшибая по пути бесценные 300–летние вазы династии Цин, которые считались главным достоянием коллекции. Главная «жертва», уникальная 45–килограммовая ваза, разбилась на 113 мелких частей. Потребовалось два с половиной дня, чтобы собрать с пола осколки керамики, затем последовали долгие месяцы кропотливого восстановления. Сегодня бесценные вазы вновь занимают почетное место в экспозиции музея — заслуга профессиональных реставраторов.

В списке утрат значится и рисунок «Окруженные острова» болгарского художника Христо (Christo) и его супруги Жанн­Клод (Jeanne–Claude), пострадавший в 1983 году во время перевозки на автопогрузчике. Рисунок представлял собой подготовительную работу к грандиозному проекту, согласно которому авторы «окаймили»розовой материей 11 искусственных островов, расположенных невдалеке от Майами. Внимание, привлеченное к столь необычной инсталляции, распространилось и на испорченный эскиз, находящийся сегодня в офисе страховой компании Axa Art.

П. Пикассо. Сон. Холст, масло

Забавный случай произошел в 2004 году в лондонской галерее Tate Modern. Один из уборщиков вынес из выставочного зала мешок с мусором, даже не подозревая, что тот является одним из экспонатов музея. Мешок оказался произведением «Саморазрушающегосяискусства», с концепцией которого можно было ознакомиться в 1960–х годы. Немецкий авангардист Густав Метцгер (Gustav Metzger) представил публике пластиковый пакет, набитый обрывками бумаги и прочим сором, среди которого находилась разъеденная кислотой картина. Судьба «недалекого» уборщика осталась в тени истории, а Метцгер тут же предоставил музею аналогичное произведение. За три года до этого уборщики Tate сумели вынести на помойку антураж целой выставки Дэмиена Херста. Оформляя экспозициюPainting–By–Numbers, художник разбросал по полу галереи пивные бутылки, полные окурков пепельницы и банки из–под краски, тем самым создав иллюзию захламленной мастерской. Смелому дизайну суждено было прожить до прихода уборщиков, которые, как водится, не сильно разбираются в тонкостях авангардного искусства. По завершении тщательной уборки, Херсту пришлось оформлять выставку заново.

Немало произведений современного искусства канули в лету в результате непонимания со стороны общественности или власти. Осенью 1993 года на одной из улиц Лондона появился полноразмерный бетонный макет викторианского дома. Эта скульптура, созданная британской художницей Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread), принесла автору престижную премию имени Дж. Тернера и спустя год была снесена. Как оказалось, композиция не понравилась жителям лондонского Ист–Энда.

Похожий случай произошел с работой знаменитого уличного художника Бэнкси. Одним из самых известных его произведений была огромная стенная роспись, созданная в восточном Лондоне на мотив знаменитого фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Бэнкси изобразил сцену, где герои Джона Траволты иСэмюэля Л. Джексона целятся в своих врагов, но вместо оружия автор нарисовал в их руках бананы. Роспись пользовалась высокой популярностью среди жителей города и туристов, но вскоре оказалась закрашенной по инициативе лондонского транспортного управления, посчитавшего работу вандализмом. Можно сказать, что конфликт с властями пошел Бэнкси на пользу: стоимость его работ начала неуклонно расти. Вскоре после уничтожения «Криминального чтива», картина художника «Космическая девочка и птичка» была продана на аукционе Bonhams за £288 000, что в 20 раз превысило эстимейт. Подводя итог самых громких «несчастных случаев», стоит упомянуть инцидент, произошедший совсем недавно на выставке в лондонской Королевской академии. Тогда, одна из посетительниц, потеряв равновесие, опрокинула высокий керамический тотем работы коста­риканской художницы Татьяны Эчеверри Фернандес (Tatiana Echeverri Fernandez). В результате, часть скульптурной композиции, за которую автор была номинирована на престижную премию Чарльза Уоллстоуна, разбилась о каменный пол.

Список утраченных произведений искусства можно продолжить до бесконечности, достаточно лишь вспомнить события Второй мировой войны. В 1945 году во время налета американской авиации в Японии сгорела картина Винсента Ван Гога «Ваза с пятью подсолнухами», принадлежавшая местному коллекционеру КоятаЯмамото. Годом раньше, в Падуе (Италия), в ходе бомбардировки погибли уникальные фрески, созданные итальянским художником Андреа Мантенья в середине XVвека. Далее можно вспомнить «Гернику» Пабло Пикассо, обрызганную красной краской в музее Metropolitan, или эрмитажную «Данаю», облитую кислотой и порезанную ножом; можно вспомнить и бездарные реставрации, скрывшие немало шедевров под слоем тусклого советского лака.

Как ни печально, произведения искусства гибнут, и, зачастую, это нельзя предотвратить. В лучшем случае травмированные шедевры возвращаются к жизни руками реставраторов, в худшем — оказываются утраченными навсегда. Бывает и так, что трагическая случайность становится частью истории вещи, преумножая ее ценность. Ведь кто знает, была бы Венера столь популярна, останься она с руками? 

В начало раздела "Живопись и графика">>>