Логотип
Tefal

Страница Истории Советского Авангарда

Имя Владимира Грищенко (1932–2002) известно только узкому кругу профессионалов, несмотря на то что его работы — тонкие высокохудожественные образцы современного русского авангарда. Он творил свою живопись с чувством глубокого понимания цвета, пространства, цели и задачи изображаемого.

Как художник он сформировался в московской студии Э.М. Белютина, был участником знаменитой выставки 1962 года в Манеже, разгромленной Н. Хрущевым.

В. Грищенко. Разговор с птицей. 1990. Холст, масло. 60,0 х 80,0. Частное собрание

Владимир Грищенко родился в 1932 году в Москве, в семье педагогов. Его мать была превосходным специалистом по детскому музыкальному образованию, отец работал в Наркомпросе. Арест отца в 1937 году, в период массовых репрессий, был самым страшным событием, трагически повлиявшим на всю жизнь художника. Дальше были очень трудное детство, нужда и клеймо сына «врага народа».

В 1956 году Грищенко окончил Московский архитектурный институт. Много лет был сотрудником Государственного института по проектированию театрально-зрелищных предприятий.

Молодость художника совпала с хрущевской «оттепелью», в эти недолгие годы относительной свободы сформировались его мировоззрение и творческие позиции. Творческое объединение «Новая реальность» Э.М. Белютина было спасительной обителью, крепостью, где коллеги-единомышленники могли свободно творить. Эти художники создавали современное передовое искусство, созвучное XX веку.

Только в годы перестройки возникла возможность выставляться, графику художника приобрела Третьяковская галерея. В этот период Грищенко был активным участником художественного процесса, представлял неофициальное искусство в России и за рубежом (Германия, Польша, Голландия). В 1991 году участвовал в знаменитой выставке «От Манежа до Манежа» — огромной выставке творчества белютинцев в Манеже.

Сознательно и с удовольствием Грищенко посвятил себя живописи — она одна наполняла его жизнь смыслом, радостью, надеждой. В последнее десятилетие произведения мастера можно было увидеть в экспозиции «Первого конгресса Творческого фонда России» (1996). В 2000 году он был участником проекта «Фигуративи геометрия» в Центральном доме архитектора, в 2002 году участвовал в выставке «Имена» (галерея «Анна и Юрий Мираков»).

Простота и лаконичность форм отличают Грищенко от художников круга «Новой реальности», но яркость и насыщенность красок, густота мазка приближают его к живописной манере самого Э.М. Белютина.

В произведениях мастера сталкиваются разные временные пласты, осмысляются художественные традиции. Влияние египетского искусства прослеживается в картине «Он и она», где тонкость линий и грация фигур передают царственность и величие древности.

В картинах «Ты кто?» и «Разговор с птицей» присутствуют сказочность и загадка. Кажется, будто волшебная птица прилетела к человеку, чтобы исполнить его желания. Образ птицы счастья повторяется и в работе «Ева», которая перекликается с произведением французского живописца Ж.Б. Греза «Сладострастие», изображающим девушку, которая прижимает к груди птицу.

Грищенко любил рисовать людей, однако в его работах часто встречаются и фантастические персонажи. Инопланетные красавицы («Серый цветок») мирно соседствуют в его творчестве с земными женскими образами («Девушка в купальнике»). «Мои картины можно вешать и вверх ногами», — говорил К. Малевич, основоположник искусства авангарда. У Грищенко тоже есть такое полотно-перевертыш, это работа «Без названия» (1990). В одном ракурсе кажется, что изображены волны времени, разлитые в пространстве, а в другом — слитые в определенной точке мужское и женское начала.

Художник ушел из жизни в 2002 году. Он твердо знал, что его творчество будет востребовано. И сейчас, в свете последних мировых тенденций быстрого роста цен на современное авангардное искусство и русскую живопись, работы В. Грищенко пользуются очень большим спросом среди ценителей искусства, коллекционеров и арт-дилеров.

Сегодня настало время «собирать камни», в том числе коллекционировать, экспонировать и изучать искусство советского андерграунда 1960–1980-х годов, одним из самобытных ярких представителей которого был Владимир Грищенко. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>