Логотип

 

Западная живопись на российском рынке

В то время, как все западные СМИ в один голос твердят о «русском буме», о рекордных продажах и постоянно растущем спросе на русскую живопись, у нас в стране ситуация выглядит иначе.

 

Доусен Г. (1811–1878). Солнечный день на реке. 1840-е. Собрание «Магнум Арс»

 

Несколько последних лет на русском рынке наблюдается устойчивый интерес к западноевропейской живописи. В этом секторе рынка не происходит чудес и сенсаций, ситуация развивается естественным и закономерным образом.

Европейское искусство было первым объектом русского собирательства, которое носило просветительский оттенок: оно должно было формировать общественные вкусы и служить примером для зарождающейся национальной школы живописи. Русские коллекционеры с середины XVIII века уверенно заявляли о себе на всех больших европейских аукционах, как в качестве покупателей, так и в качестве продавцов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже после всех событий бурной русской истории XX ве-ка европейская живопись представлена в стране достаточно широко и разнообразно.

На волне «национального возрождения» популярность завоевали произведения русской школы живописи. Постепенно национальных шедевров становилось все меньше, а цены на них поднимались все выше, и рынок обратился к старым именам.

Сейчас ни один уважающий себя антикварный магазин не обходится без немецких сентиментальных сценок или английских марин. Появилось также несколько галерей, специализирующихся на западноевропейской живописи (чаще все же в дополнение к русской коллекции, но есть и исключения).

Особенности национальной торговли западной живописью во многом определяются российскими реалиями. Бывает, что цены искусственно занижаются самими коллекционерами. Так что Дюрера или Гольбейна можно приобрести в России практически по демпинговой цене. Покупателями произведений такого уровня являются люди, которые не первый год занимаются коллекционированием и прекрасно ориентируются в ситуации, так что «обойти» их практически невозможно.

Ван Харлем К. (1562–1638). Грешники перед потопом. 1627. Собрание «Магнум Арс»

 

Это напрямую подводит нас к проблеме экспертизы западного искусства. Экспертиза русского искусства более развита, на данном этапе существует сложившаяся иерархическая система, доверие конкретным экспертам и музеям. Найти же авторитетного эксперта европейской живописи или декоративно-прикладного искусства в России — задача непростая: мешает привычка к анализу произведений высокого уровня, нет опыта общения с западными подделками, плюс узкая специализация по школам, которая порой не позволяет посмотреть на произведение в перспективе. Конечно, с расширением рынка, с увеличением потребности в адекватной оценке произведений ситуация должна изменится, но пока в сделках высокого уровня имеют значение, в основном, мнения приглашенных западных экспертов.

Говоря о росте спроса на западную живопись, нельзя опираться на потребности коллекционеров мировых шедевров — подобные вещи продавались и покупались всегда. Речь в первую очередь должна идти о средней ценовой категории, способной заполнить лакуны русской живописи, определяемые историческими или рыночными процессами.

Во-первых, русские художники стоят очень дорого. Благодаря популярности национального искусства в России цены на новые имена и отдельные периоды продолжают расти. Причем, очень часто причиной является не объективная художественная ценность произведения, а внешние обстоятельства — мода, выставки, реклама, сознательная «раскрутка». Так, например, пейзажи одного из самых дорогих русских художников — Ивана Шишкина, без сомнения, несут на себе национальный отпечаток, но, тем не менее, остаются вторичными по отношению к дюссельдорфской школе живописи, на произведения которой цены гораздо ниже. Маринистов-романтиков, в духе Айвазовского, можно приобрести за 30–50 тысяч евро. Даже французские художники, работы которых служили источником вдохновения для Валентина Серова, тоже стоят намного дешевле. Таким образом, складывается ситуация, когда практически любому направлению русского искусства можно противопоставить европейский аналог в совершенно другой ценовой категории. Речь, конечно, не идет о таких специфических явлениях, как модернизм или авангард, где Россия во многом задавала тон всему миру, или о стоящих особняком русских художниках, как Поленов или Врубель.

Хет У.В. (1836–1906). Пейзаж с видом на реку. 1870-е. Собрание «Магнум Арс»

 

Но есть и такие области, где Европа властвует почти безраздельно. Так, на русском рынке практически не представлено искусство первой половины XIX века. Модные в последнее время выставки, подобные «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича», призванные «вписать» Россию в общеевропейский контекст, демонстрируют, что даже классическая живопись, представленная в лучших музеях страны, уступает по качеству произведениям западных современников. Таким образом, в этом сегменте рынка преобладают ранний немецкий романтизм, итальянские пейзажи, которые с таким энтузиазмом воспроизводили русские пенсионеры, и английскийпредимпрессионизм. Такого рода живопись стоит не более 50 тысяч евро, и вполне удовлетворяет запросы людей, воспитанных на лучших примерах отечественной живописи.

Внимания заслуживает так называемая интерьерная живопись — т.е. нижний ценовой уровень (от 1 до 20 тысяч евро), существующий и в русской, и в западной живописи. Здесь разница в качестве очень заметна. В этом случае покупатель ориентируется не на имя художника и школу, а исключительно на собственные эстетические пристрастия, соотношение художественной ценности картины и запрашиваемой цены. В подобных условиях европейские мастера зачастую «обходят» русских. Так, великолепные английские пейзажи конца XIX века выигрывают в соотношении «цена–качество».

Другим результатом «русского бума» является огромное количество подделок, наводнивших рынок. Несмотря на то, что наши специалисты, без сомнения, являются наиболее авторитетными в области экспертизы русского искусства, им зачастую нечего противопоставить мастерству имитаторов. Частые упоминания в СМИ об ошибках экспертов заставляют покупателей обращаться к тем сегментам рынка, где можно найти подлинное искусство.

Циммер Э. (1842–1917). День. Рубка леса. 1901. Собрание «Магнум Арс» (парные картины)

 

В январе 2004 года, после вступления в силу нового Таможенного кодекса, Россия стала доступна для ввоза культурных ценностей любого рода. Западная живопись стала постепенно заполнять рынок. Попадает она сюда самыми разными путями. Есть некоторые закономерности, объясняющие, почему на рынке господствует немецкая, австрийская живопись, английская и итальянская встречаются реже, а французской почти нет. Немецкий антикварный рынок остается одним из самых дешевых рынков Европы. Таким образом, именно немецкая и австрийская живопись становится для дилеров самым выгодным вложением средств. Англия — Мекка антикваров, хотя цены там высокие, и оттуда тоже привозят достаточно. А вот Франция не предоставляет ни живописи среднего уровня, ни адекватных цен на нее, поэтому произведения французских мастеров практически не встречаются в русских салонах.

Среди галерей, работающих с западноевропейской живописью, выделяются две группы. Одна делает акцент на единичные произведения старых мастеров, другая собирает коллекции интерьерной живописи. Представители обеих групп делают ставки на дальнейшее развитие рынка, на то, что он перестанет быть «приложением» к торговле русским искусством и поднимется на новую высоту. Тем более что все предпосылки для этого существуют.

Способствует этому и интерес инвесторов. Резкие и не всегда предсказуемые взлеты цен на рынке русского искусства приводят к тому, что осторожно настроенные коллекционеры не готовы вкладывать в него значительные суммы. Они предпочитают более стабильные сектора, где возможная прибыль не так значительна, но зато гарантирована. К тому же западное искусство доступно гораздо более широкому кругу людей, желающих вложить деньги в антиквариат.

Перспективными направлениями коллекционирования западноевропейского искусства сейчас являются романтические пейзажи в академической манере 80–60-х годов XIX века. Классические английские марины в свободном стиле, немецкие натюрморты в духе малых голландцев, академические женские портреты идеально вписываются в любой интерьер. Этот круг будет расширяться по мере того, как качественная русская живопись будет исчезать благодаря «русскому буму». В скором времени она уже не сможет удовлетворять запросы покупателей, чей художественный вкус заметно улучшается по мере развития рынка. Тем более что пласт западноевропейского искусства значительно шире и разнообразнее того, что может предложить любая национальная школа живописи. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>