Логотип

 

Цветные картины империи

После признания изобретения Луи-Жака-Манде Дагера мир еще долго фиксировался в черно-белых тонах. Первая цветная фотопленка появилась в 30-х годах ХХ века. И тем удивительнее узнать, каких успехов в этой области добился русский фотограф двадцатью годами ранее.

 

Портрет С.М. Прокудина-Горского. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. По реке Каролицхали. Ок. 1907–1915. Цифровое цветное изображение. Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса

Фотография, как и большинство технических изобретений, появилась далеко не сразу. Многие пытались найти способ точной фиксации изображения: чертеж камеры обскуры, сделанный Леонардо да Винчи и датируемый 1519 годом, исследования светочувствительных соединений серебра, попытки пионеров фотографии сохранить исчезающие на свету фотоснимки…

Ученые и практики десятилетиями искали способ сделать фотографию лучше, проще, эффективнее. Даже слово «фотография», появившееся еще в 1839 году, далеко не сразу стало общепринятым.

Для начала отметим основные вехи колоритной фиксации окружающего мира — цветной фотографии. В 1777 году Карл В. Шиле заметил, что хлористое серебро быстро темнеет под фиолетовыми лучами спектра. Мысль о получении цветного изображения прямым путем захватила некоторых пионеров фотографии ХIХ века. Однако в конечном счете стало очевидным, что необходим другой метод, увязанный с использованием цветных светофильтров или вычитающих красителей. В 1800 году Томас Янг читает в Лондонском королевском обществе лекцию о том, что глаз воспринимает только три цвета. Следом Йоганн Т. Сибек открывает, что хлористое серебро под воздействием белого света вбирает все цвета спектра. Эстафету продолжил Эдмонд Бекерел, получив в середине XIXвека цветное изображение на пластинках, покрытых хлористым серебром.

Через двадцать лет Джеймс Кларк Максвелл получает трехцветное изображение. В начале XX века братья Люмьер разрабатывают процесс «Автохром», в результате которого получают цветной позитив. А в это самое время в России…

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в Санкт-Петербурге в 1863 году. В детстве он посещал Императорский Александровский лицей, затем поступил в Технологический институт и обучался у Дмитрия Ивановича Менделеева.

По складу характера Прокудин-Горский был одновременно ученым и художником. Эти качества пригодились ему при открытии новых возможностей фотографии.

В 1889 году Прокудин-Горский отправился в Германию, где заинтересовался наукой разработки цветной фотографии. Впоследствии Сергей Михайлович перебрался в Париж, где продолжил занятия в лаборатории известного химика Эдме-Жюля Момене, исследователя проблем цветного фотографирования.

С. Прокудин-Горский. Общий вид мечети Шахи-Зинде (вечерний снимок). Самарканд. 1911. Цифровое цветное изображение. Отдел эстампов и фотографий. Библиотека Конгресса

В конце XIX века он вернулся в Россию и вплотную занялся исследованием избранной области. Вскоре он стал членом Русского Императорского Технологического общества, а в 1897 году, впервые в России, разработал ряд учебных программ по технике фотографирования. В 1904 году, во время Русско-японской войны, Прокудин-Горский отправился в Корею, где сделал огромное количество черно-белых снимков. Опубликованные в виде военного ежегодника, они принесли ему финансовый успех.

В 1904 году Прокудин-Горский вплотную занялся разработкой цветочувствительных пластинок. За год он так усовершенствовал новый метод (обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра), что смог делать цветные снимки, подходящие для проекции. Работа была представлена заседанию фотографической секции Русского Императорского Технологического общества в 1905 году. В результате Прокудина-Горского избрали председателем фотографической секции, членом Московского и Петербургского фотографических обществ.

В 1906 году Прокудин-Горский стал редактором журнала «Фотограф-любитель». Фотография была его профессией. Как редактор, преданный науке, он сделал журнал целенаправленным, полезным, содержательным. Прокудин-Горский твердо верил в то, что фототехнические средства в России могут занимать такое же почетное место, что и в Западной Европе. Получалось по-ломоносовски: русская земля по-прежнему могла рождать своих «Платонов и Невтонов»...

В 1904 году Прокудин-Горский приступил к грандиозному проекту: фотографирование земель и народов николаевской России.

Задумка была столь масштабной, что оказалась бы несбыточной, если не вмешательство великого князя Михаила Александровича (брата Николая II). Являясь Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он был знаком с работами и журналом Прокудина-Горского. Великий князь пригласил фотографа для демонстрации работ в узком кругу семьи. В дальнейшем последовали еще приглашения. Успех был огромен. Наконец, состоялась демонстрация в Гатчинском дворце, после чего поддержка влиятельных людей была обеспечена. Наконец, Прокудина-Горского пригласили в Царское Село для показа работ царю и его приближенным.

С. Прокудин-Горский.Крестьянские девушки. 1909. Цифровое цветное изображение.Отдел эстампов и фотографий. Библиотека Конгресса

К этому времени он разработал трехцветный метод — проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением. Он разработал свой метод, в результате которого получались высококачественные цветные отпечатки.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Ранним зимним утром 1909 года от перрона Витебского вокзала отошел специальный поезд. Прокудин-Горский и его помощники отправились на встречу с императором. Их разместили в Александровском дворце. В одиннадцать часов утра каждому подали завтрак, затем фотограф и ассистенты принялись за установку оборудования в учебной комнате. К шести часам вечера все было готово. На сцене, скрытый черными вельветовыми кулисами, висел большой белый экран для проектора. К половине восьмого стали собираться придворные и гостящие особы, затем Сергей Михайлович увидел императора. Менять что-либо было уже поздно, оставалось показать себя с наилучшей стороны...

Сюжеты снимков были отобраны тщательно. Это были осенние пейзажи, русские березы, группы крестьян, истово преданных царю-батюшке, дети — залог будущего величия России...

Сергей Михайлович должен был комментировать снимки и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Николай II был заинтригован и предложил фотографу совершить путешествие по России, цель которого заключалась в фотографировании примечательных объектов.

С. Прокудин-Горский. Вид монастыря из светлицы. Монастырь преп. Нила Столобенского, озеро Селигер. 1910. Цифровое цветное изображение. Отдел эстампов и фотографий. Библиотека Конгресса

Для путешествия фотографу выделили помощника по организационным вопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили для этой цели. Он вмещал прекрасно оснащенную лабораторию и темную комнату для проявки фотопластинок в пути. Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. Первую серию съемок закончили в июле 1909 года. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок.

Прокудин-Горский побывал на Урале, в Сибири, Туркестане, на Волге. В 1911 году, к 100-летию со дня победы, было снято Бородино, его окрестности. К 300-летней годовщине царствования Романовых было подготовлено множество снимков, отражавших историю рода.

Наступил важнейший этап — признание фотографии искусством. Как следствие, возник вопрос об авторских правах фотографа. Необходимы были законы, определяющие этот аспект деятельности. Прокудина-Горского пригласили в Государственный Совет в качестве консультанта. Он продемонстрировал свои работы, поделился соображениями.

1911 год стал в некотором смысле поворотным для Сергея Михайловича. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике.

Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.

Творческая жизнь, поддерживаемая сильными мира сего, изменилась с началом Первой мировой войны. Поездки свелись к минимуму. Прокудин-Горский передал свой комфортабельный пульмановский вагон в распоряжение армии. Война затмила все остальные заботы.

С. Прокудин-Горский. В музее Бородино. 1911. Цифровое цветное изображение. Отдел эстампов и фотографий. Библиотека Конгресса

Большевистская революция 1917 года сделала свершения Прокудина-Горского, царского протеже, не предметом гордости, а отягчающей уликой. Счастье научного исследователя сменилось страхом за свою жизнь и безопасность близких. В 1918 году Прокудин-Горский покинул Россию навсегда.

Свою коллекцию пластинок он вывез, но оборудование и проектор забрать не удалось. Кроме того, часть снимков была конфискована властями, так как на них были запечатлены объекты стратегического назначения. Остались в России и снимки царской семьи. Прокудин-Горский сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича.

В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию. В дальнейшем Прокудины-Горские переехали жить во Францию. Русский фотограф-новатор Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался в Париже в 1943 году. Коллекцию его фоторабот унаследовали сыновья.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов американский Совет Learned Societies опубликовал около тридцати переведенных с русского языка работ по науке и культуре XXвека. Тогда же возник вопрос о возможности снабжения их цветными иллюстрациями. Тут-то и всплыло имя профессора Прокудина-Горского, в свое время разрабатывавшего метод цветной фотографии путем цветоделения. Исполнительный директор Совета Мортимер Грейвс лично связался с парижским представителем Рокфеллеровского фонда Джоном Маршаллом, а тот разыскал Прокудиных-Горских. В 1948 году Маршалл приобрел у них около 1600 фотопластинок на сумму $ 5000. Теперь эти пластинки хранятся в Библиотеке Конгресса. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>