Логотип

Опасные бритвы

История лезвия для бритья представляет собой большую, объемную, интересную, но непростую и на большом ее протяжении темную главу. Курьезом является констатированное уже вначале: лезвие для бритья ранней эпохи - время примерно от 600 до 200 лет до нашей эры - засвидетельствовано многочисленными находками. И наоборот, сравнивая в последующие почти 2000 лет - то есть со времени расцвета Римской империи вплоть до XIX столетия - царит полное молчание. Причину этого неравновесия назвать несложно: лезвия для бритья раннего периода были из бронзы, которая хорошо сохранилась в земле, все более поздние были изготовлены из железа, за малым исключением не являлись произведениями искусства и поэтому выбрасывались, переплавлялись и таким образом были потеряны навсегда. Сохранились первые лезвия для бритья начала середины бронзового века - примерно 600 лет до нашей эры. Они вполне соответствуют своему назначению, то есть тот факт, что они очень остры, вполне могут подтвердить работники Немецкого музея лезвий для бритья в Золингене. Образцы, найденные в Западной и Средней Европе, относящиеся к периоду, начиная от 600 лет до нашей эры и до наступления новой эры, имеют большое разнообразие форм. Например, известны лезвия для бритья с рамочной рукояткой, с рамочной рукояткой и поперечиной, с х-образным подкосным соединением рукоятки, с вертикальной средней поперечиной, с легким или глубоким вырезом полотна лезвия, с ленточной рукояткой, рукояткой из многих колец, полная рукоятка, зооморфная рукоятка, г-образная рукоятка, боковая кольцевая рукоятка, с боковым хвостовиком рукоятки и в форме полумесяца. Если бритвы средней и южной Европы были оснащены лезвием в форме полумесяца и всегда непременно с сильно выпуклым лезвием в виде сегмента круга, то бритвы бронзового века с Севера вытянуты в длину, оснащены короткой, зачастую богато украшенной, иногда изогнутой рукояткой - штырем. В древнем Риме встречались лезвия для бритья из железа. Сохранилось лишь несколько образцов из них, так как этот материал не очень стойкий. На надгробной плите продавца ножей I века кроме садовых ножей, ножей сборщиков винограда и кухонных ножей, можно узнать также и удлиненный, умеренно закругленный нож, который представляет собой бритвенное лезвие. У него очень короткая рукоятка, изготовленная, вероятно, из древесины, и петля для подвешивания. Некоторое представление о средневековых пользователях бритв мы можем получить, хотя и очень скудно, из очень отчетливого изображения на игральной карте в Вене, где лезвие имеет форму полумесяца и, благодаря этому изгибу, гармонирует с изогнутой, узкой рукояткой.

Цирюльники и банщики относились к категории «бесчестные люди» и, как и многие другие ремесленные сословия, мало почитались в Средневековье и последующие столетия, зачастую презирались, иногда подвергались гонениям. Однако мастера по выделке лезвий и шлифовщики снова и снова улучшали лезвие, спинку, контур, орт и пропорции лезвия, художники -прикладники посвящали себя оформлению накладок рукоятки -но очень редко. Для удобного пользования их в большинстве случаев покрывали накладками, чаще из древесины, реже из рога. Исключение составляют бритвы из так называемого «художественного шкафа» (Kunstschrank) из Померании. Его изготовил в 1617 г. житель Аугсбурга Филипп Хайнхофер для герцога Филиппа II Померанского.

 

Среди многих других роскошно украшенных предметов в нем были два лезвия для бритья с рукоятками из позолоченного серебра в виде фигурки дельфина и орла. Бритвы XVIII столетия сохранились в большем количестве, иногда в футлярах по семь штук. На каждом из ножей надписан день недели. Каждый нож использовался только один раз в неделю, в остальное время материал мог «отдохнуть». Это факт - и каждый мужчина может проверить это на современном лезвии, что после достаточного периода покоя лезвие снова становится острее, его совсем не нужно класть для этого в египетскую пирамиду, что иногда описывают как чудесный феномен.
XIX столетие создало настоящий культ бритв, называемых также ножом для бороды и стригальным ножом. Очень существенной считалась полировка лезвий, которая сначала господствовала только в богатых традициями мануфактурах в Шеффилде. В 1800 году один фабрикант из Золингена также достиг того, что смог сделать тонкую английскую полировку. Он долго экспериментировал, но все-таки добился успеха в своем труде. Так как он носил иностранную фамилию Перес, приехав из города Мюль-хайм на Руре и, как следствие, не будучи местным уроженцем, в смысле золингеновского ремесла, в этом местечке честно постарались, чтобы отравить человеку его жизнь насколько это возможно. Однако он добился признания. Позднее тонкая английская полировка стала доступной и другим мастерам по изготовлению ножей, а вогнутая заточка -следующим успехом. Одной из самых успешных находок современности было изобретение бритвенного прибора со сменным лезвием из тонкой стальной ленты. В 1769 году Жан-Жак Перре изобрел безопасный зажим из древесины, который, будучи установленным параллельно лезвию бритвы, если не полностью предотвращал кровавый порез, то смягчал его. «Бритвенный станок-рубанок» более чем на сто лет опередил свое время. Но никто не хотел иметь бритвенный станок для самостоятельного бритья, во всяком случае, не аппарат с защитным зажимом. Не оставив за собой никакого следа, незаметно исчезло гениальное изобретение. То, что осталось, было тем ножом, который был оснащен блестящим, вогнутым, отшлифованным лезвием для закрывания в половинках рукояти.
В XIX веке снова начались попытки усовершенствовать бритвенные лезвия, что, в конце концов, привело к изобретению безопасных бритв. Однако, параллельно с этим направлением, развивалось и мастерство отделки рукоятки, улучшалось качество лезвия, его пропорции и оформление в традиционных опасных бритвах. Стали появляться мастера и новые фирмы, специализирующиеся на изготовлении художественно украшенных образцов. Подобные экземпляры бритв в настоящее время могут стать предметом коллекционирования.

Коллекционирование


При коллекционировании бритв действует то же правило, что и при коллекционировании любого холодного оружия. Прежде чем начать тратить деньги, соберите информацию. Это не так просто в отношении исторических, антикварных бритв, так как большинство производителей и торговых марок уже не существуют и информацию об их продукции трудно найти. Проще и дальновиднее ограничиться несколькими марками. Таким образом, можно скорее получить законченную коллекцию. Конечно, можно просто покупать все, что нравится. Если бритва приносит радость, ее покупка в любом случае станет праздником. Легче обстоит дело с современными опасными бритвами. Производители пытаются снова вернуть моду на них. Например, фирма Dovo до сих пор выпускает целый ряд высококачественных бритв из благородных материалов, которые вполне достойны коллекционирования. По мнению специалистов, одни из самых качественных бритв делала и делает до сих пор французская фирма Carl Racier, изделия которой легко узнаются по логотипу, представляющему комбинацию букв в форме двух флажков. Для любителей опасных бритв имя Карла Раде-ра означает совершенство. Это Ройс-Роллсы бритья. Далее идут менее известные марки, такие, как Aevos, Brucke - лезвия бритв этих марок выполнены из шведской стали и изготовлены в Золингене, они также смогут украсить любую коллекцию. Фирма Пума известна не только ножами. Их логотип с головой льва красуется на разнообразных бритвах достаточно неплохого качества. Конечно, это далеко не полный список «бритвенных» фирм и компаний, но тем интереснее будет ваш собственный поиск. Существуют отдельные модели, которые производители ножей и мелкие предприятия делают из специальных сталей - например, бритвы из дамасской стали от Фрица Шнайдера (Fritz Schneider). Они ценны не только остротой лезвия, но и своей индивидуальностью и редкостью. В разряд коллекционных и знаменитых попали бритвы из дамасской стали, которые сделал в 90-х годах старый мастер изЗолингена Ганс Вильгельм Бекер (Hans Wilhelm Boker). Интерес для коллекционеров представляют также остатки моделей, снятых с производства, которые иногда попадают на прилавки европейских антикварных лавок. Например, компания Хольцапфель (Holzapfel) из Берлина, специализирующаяся по ножам и инструментам, предлагает складские остатки бритв старого производства из Золингена, среди которых попадаются экземпляры от Пумы, Маузера, Бергфельда и Сына (Puma, Mauser, Bergfeld & Sohn). Начав коллекционировать бритвы, вам наверняка захочется увидеть чужие коллекции. В Европе бережно относятся к своему наследию, поэтому, оказавшись за границей, у вас есть возможность посетить и музеи бритв.

Знаменитая коллекция бритв и современных бритвенных аппаратов Германии находится в Немецком музее клинка в Золингене. Она начала создаваться в 1904 году и продолжает пополняться до сих пор. Коллекция Schwarzkopf (Шварц-копф), в которой имеются многочисленные бритвы и бритвенные аппараты, находится сейчас в немецком музее гигиены. Большой коллекцией бритвенных принадлежностей - от бронзового века до наших дней - обладает известная фирма G. Lorenzi из Милана. Ее начал собирать основатель фирмы -Джованни Лоренци в 1930 году. Сегодня она насчитывает более 3000 предметов.   К сожалению, в России нет специального музея «бритвенного искусства», и антикварные бритвы можно увидеть только у частных коллекционеров, на вернисажах и редких выставках бытовой культуры прошлых веков.

 

 По материалам журнала "Прорез" #2, 2003г.

В начало раздела "Разное">>>