Логотип


Оружие из коллекции особой кладовой Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Особая кладовая отдела Востока Эрмитажа - собрание восточных драгоценностей - была открыта для показа в начале 60-х годов, однако по настоящее время предметы, которые хранятся в ней, малоизвестны широкой публике.

Многие ювелирные изделия Индии и Ирана, хранящиеся в Эрмитаже, декорированы драгоценными камнями. Роль их неравнозначна в различных вещах. В одних камни составляют орнамент, украшающий основной материал - металл, эмаль или камень, из которого сделано изделие (кинжалы и джика, часть иранского оружия). В других вставками камней покрыта вся поверхность предмета, и они определяют его цвет и фактуру в целом (большая часть предметов из сокровищницы Великих Монголов и некоторые иранские сабли).

Драгоценные камни большой части иранских изделий повторяют цветовую гамму индийских вещей. В них также преобладают красные и зеленые камни, реже появляются бесцветные и белые, но в отличие от индийских, здесь мы иногда встречаемся и с голубыми (бирюза). Отличительной чертой иранских изделий, по сравнению с индийскими, является более разнообразный и минералогический состав драгоценных камней, особенно красных. Так, появление граната среди красных камней в индийских вещах Эрмитажа - большая редкость, а шпинель в них неизвестна вовсе.

Иран не имел своих драгоценных камней и ввозил их из других стран. Месторождение камней иранских изделий, безусловно, те же, что и драгоценности индийцев. Качество многих вставок, особенно изумрудов, несколько ниже, чем в индийских вещах, но основная масса камней - высокого сорта. Большинство вставок невелико, и лишь отдельные достигают относительно больших размеров.

Рубин в иранских ювелирных изделиях, как и в индийских, присутствует во всех декорированных камнями предметах. В разных изделиях он шлифован главным образом кабошонами произвольной формы. Цвет рубинов - от густого кроваво-красного до бледно-розового.

Изумруды присутствуют в большинстве изделий. Они очень различны по качеству. Так, например, в кинжале (№ 2) прекрасного густого цвета камни, один из которых достигает 6 карат, сочетаются с бледными разновидностями и светлыми бериллами, окрашенными за счет зеленой подложки. Хорошего качества колумбийские изумруды украшают кинжал мастера Таки (№ 6), и огромное количество их в сабле (№ 10). Изумруды в иранских изделиях редко шлифуются кабошонами. Почти все они ступенчатой огранки, что, по всей вероятности, обусловлено европейским влиянием.

Алмазы редко украшают ранние иранские вещи коллекции Эрмитажа. Они присутствуют в кинжале мастера Таки (№ 6) рукоять его украшают два крупных (по 5 карат каждый) чистых, плоских, круглых в плане, алмаза с выгравированными надписями. Кроме того, ножны декорированы еще двадцатью семью алмазами разной величины и огранки.

Поздние иранские изделия - сабли - щедро украшены алмазами. На сабле (№ 10) появляются первые плохой огранки бриллианты (так называемые «голландские»), но основная масса алмазов в вещах 19 века повторяет старые формы.

Жемчуг редко встречается в иранских изделиях из Эрмитажа. Как украшение для оружия он нехарактерен, но все же им украшены два кинжала, причем, в одном из них (№ 2) он расположен на затыльнике, а на другом (№ 6) -лишь на кистях подвески.

Шпинель, как упоминалось ранее, является одним из любимых камней в Иране и распространена в ювелирных изделиях достаточно широко. Среди изделий 16-17 веков известна лишь одна вставка в затыльнике кинжала (№ 2). Цвет шпинели достаточно разнообразен, но только красных тонов: ярко - и светло-красный, чисто розовый, розовый с фиолетовыми или коричневыми оттенками. Истинный цвет камня часто бывает невозможно определить, так как под все без исключения вставки подложена покрытая красным лаком фольга или просто красная краска. Благодаря такому приему почти всегда шпинель выглядит как рубин. Наиболее крупная шпинель светло-красного цвета расположена в центре подвески на перевязи сабли (№ 9). Она имеет форму широкой подковы, размером 2,5х2,5 см и весом 40-45 карат.

Существенным отличием иранских ювелирных изделий является использование в них бирюзы. Правда, учитывая то обстоятельство, что Иран с древности обладал богатейшим месторождением лучшей в мире бирюзы близ Нишанура, можно было бы ожидать гораздо более широкого применения ее, чем это наблюдается в действительности.

Интересным является присутствие в затыльнике иранского ножа 16 века довольно крупного кабошона гелиотропа, нигде более не встреченного.

Из прочих камней следует упомянуть нефрит, из которого сделана рукоятка одного из кинжалов (№ 1).

В иранском оружии, украшенном камнями, если судить по коллекции Эрмитажа, рукоятки в большинстве случаев (особенно в 17- 18 веках) не делались из металла, материалом для них обычно служил не камень, а кость.

№ 1. Кинжал Алина в ножнах 40 см. Клинок булатный. Рукоять из серого нефрита, украшена золотой инкрустацией и драгоценными камнями в невысоких гнездах. Всего 98 рубинов и 42 изумруда. Ножны деревянные, покрыты зеленым бархатом, устье и наконечник, серебряные с позолотой. Поступил в 1924 году из собрания кн. Паскевича. Иран, вторая половина 17 века.

№ 2. Кинжал. Мастер Мухаммад Лари. Длина в ножнах - 42,8 см. Клинок булатный, подпись мастера: «Сделал Мухаммад Лари. Острием я увеличиваю рану (щель)»; (1621/22 гг ). Рукоять из слоновой кости, отделана пластинами с драгоценными казнями, жемчугом и эмалью. Ножны деревянные, покрыты золотым листом с пояском бирюзы и двумя изумрудами. Круглая подвеска - розетка с бериллами и эмалью. Всего 23 изумруда, 2 рубина и 2 жемчужины, 18 пустых гнезд. Поступил в 1886 году из Царскосельского арсенала (коллекция Петровской Кунсткамеры, находился там уже в 30-х гг. 18 века). Иран, конец 17 века.

№ 3. Кинжал. Длина в ножнах – 44см. Клинок булатный. Рукоять из слоновой кости, отделана драгоценными камнями и эмалью. Ножны деревянные, покрыты золотым листом. Всего 36 изумрудов, 22 рубина и бериллы. Шесть пустых гнезд. Поступил в 1886 году из Царскосельского арсенала. Иран, конец 17 века.

№ 4. Кинжал. Длина в ножнах - 41 см. Рукоять золотая, украшена разноцветной эмалью с изображением зверей, птиц и растительным орнаментом. Ножны деревянные, покрыты золотым листом с отломанным наконечником. Поступил из Царскосельского арсенала. Иран, конец 17 - начало 18 века.

№ 5. Кинжал.

Длина в ножнах - 41,2 см. Клинок булатный, растительный орнамент в технике насечки у рукоятки. Рукоять из двух костяных пластин. Ножны деревянные, покрыты золотым листом. Поступил в 1886 году из Царскосельского арсенала. Иран, вторая четверть - половина 18 века.

№ 6. Кинжал.

Мастер Таки. • Клинок булатный. На лицевой стороне рукояти два крупных алмаза. На затыльнике горный хрусталь в окружении рубинов. Ножны деревянные, покрыты золотым листом. Устье украшено алмазами, рубинами и изумрудами, на конце ножен розетка из алмазов. Всего на кинжале 29 алмазов, 50 рубинов, 5 изумрудов, 1 горный хрусталь. Поступил из Царскосельского арсенала Иран, середина 18 века.

№ 7. Кинжал. Длина в ножнах - 59,2 см. Клинок булатный. Рукоять сделана из золота, украшенного живописной эмалью в легком рельефе. Ножны деревянные, покрыты толстым золотым листом. Поступил в 1886 голу из Царскосельского арсенала. Иран, вторая половина 18 - начало 19 века.

№ 8.Кинжал Длина в ножнах - 41,4 см. Клинок булатный. Рукоять медная, украшенная эмалью. Ножны деревянные, покрыты медным листом. Поступил в 1886 голу из Царскосельского арсенала (коллекция П.Салтыкова) Иран, 1801/02 гг.

№ 9. Сабля Длина в ножнах -104 см. Клиник булатный, у рукоятки два фигурных медальона с надписями: «Сделал Асадуллах Исфаханал» (подпись поддельная) и «ас-Султан Абу ас-саиф Фатх Али Шах Каджар» (1789/99 гг). Перекрестье золотое, украшено на лицевой стороне алмазами, бриллиантами, рубинами и эмалью. Всего на сабле 171 алмаз, 104 рубина, 49 изумрудов и пустые гнезда. Поступил из Екатерининского дворца-музея в г. Пушкине в 1934 году. Иран, конец 18 - начало 19 века.

№ 10. Сабля. Клинок булатный, около рукоятки картуш с надписью: «ас-Султан Абу ас-сайф Фатх-Али шах Каджар». Перекрестье украшено с лицевой стороны и по бокам бриллиантами, изумрудами и шпинелями. Всего на сабле 2421 алмаз, 143 бриллианта, 503 изумруда. 20 рубинов и 3 шпинели. Поступила в 1886 году из Царскосельского арсенала (подарена Александру II Насир ал-дин шахом Каджаром в 1880 году). Иран, начало 19 века.

№ 12. Сабля. Длина сабли - 92 см, длина ножен - 82,5 см. Клинок булатный. Перекрестье стальное, без орнамента. Затыльник золотой, украшен драгоценными камнями и резным растительным орнаментом. Всего на сабле 112 алмазов, 92 рубина. Поступила в 1886 году из Царскосельского арсенала. Иран, начало 19 века.

№ 13. Нож. Длина - 30 см. Клинок булатный. Рукоять золотая, украшена в конце живописной эмалью без рельефа. Поступил в 1886 году из Царскосельского арсенала.

№ 14. Кинжал. Длина в ножнах - 47,5 см, Клинок стальной. Рукоять латунная, украшена цветочным орнаментом, выполненным цветной эмалью. Поступил в 1886 году из Царскосельского арсенала (коллекция П. Салтыкова). Иран, 1826/27 гг. 

В начало раздела "Разное">>>