Логотип


Серебряные тени детства

Наряженная ель озаряет собой новогоднюю ночь. Она ее символ и душа. Кто первым на земле внес ее в дом, кто этот выдумщик? Зачем украсил, зажег свечи и загляделся на магическое трепетание живых огоньков?

Существуют весьма приблизительные сведения о том, что еще в XVI веке в Центральной Европе было принято в рождественскую ночь ставить на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами. Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственными, но и хвойными деревцами. Главное, чтобы оно было «игрушечной» величины. Лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника. В конце того же столетия новогодняя ель попадает в Россию, превращаясь, хоть и медленно, в неизменный атрибут городской культуры. Холодный, глубокий аромат ели, густо-зеленый бархатистый тон ветвей стали не столько иностранной новинкой, сколько органичной частью русской зимней природы, попавшей в освещенные свечами комнаты, вовлекая людей в вихрь снежного запаха, таинство хвойных теней, вселяя чувство необъяснимой радости.


Сам по себе феномен украшенного дерева восходит к архаическим мифам, бытовавшим у всех цивилизаций от Северной Америки, Европы до Азии. Такое дерево принято называть Древом Мира, Древом Жизни, Древом Познания, его пирамидальная форма была в древности прообразом всего жизнеустройства. Считалось, что низ дерева скрывает в ветвях души предков, верхушка же, устремленная к небу, касается звезд. Люди верили, что с рождением человека вспыхивает новая звезда, а со смертью гаснет. Спустя тысячелетия отдаленным эхом тех поверий стала игрушка-звезда на

макушке ели. После утверждения христианства началось постепенное вытеснение языческих верований. Но в народной обрядности, связанной с Рождеством, и давние обычаи, и новые сосуществовали, являя причудливую и красочную картину: святочные гадания, колядки, украшение дома в России березовыми ветками. У некоторых европейских народов по сию пору украшают жилище только красиво выложенными маленькими поленьями – символом домашнего очага.

 

Марципановые птицы


В 1807 году на дрезденской рождественской ярмарке уже продавалось очень много елок, и их охотно раскупали. Такая популярность этого дерева вызвала необходимость в изготовлении специальных игрушек и моды на всяческие виды убранства елок в разных странах. При всех новациях, в нарядном уборе сохранилось много следов языческих ритуалов. К ним относится и выпечка игрушек-сладостей, которые на протяжении долгих лет оставались самыми многочисленными и любимыми. Исконный смысл этих игрушек к тому времени затерялся. Они воспринимались не как дань памяти предков и желание ублажить их души, а всего лишь как сласти. Ведь сахар до середины XIX века был очень дорогим и употреблялся, в основном, по праздникам. Вкусные елочные игрушки делали из песочного или марципанового теста. Форма их тоже происходит из древнейших представлений о добре и пожеланий благополучия. Все, из чего пекли такие игрушки, было само по себе знаком достатка и здоровья: мука, мед, орехи, молоко. Излюбленным персонажем этого вида украшений были птицы. Кроме птиц использовали для игрушек образы прочих зверушек: собак, кошек, зайцев, лис и т.д. Большое влияние на такие игрушки оказало в России традиционное народное ремесло изготовления пряников.

 

Праздничные звезды

Остывшие сладости вешали на елку, предварительно обернув в золотую, серебряную или цветную фольгу. Этот маскарадный и очень пластичный, но забытый материал пригодился в новогодних украшениях. Задолго до этого, в первой половине XVIII века, фольга служила в ювелирном деле для подложки под бриллианты чистой воды, придавая им розовые, золотые и прочие цвета, крайне редко встречающиеся в природе, но пользующиеся большой популярностью, уж такова была мода той поры. Фольга красовалась на кокошниках боярынь, ею отделывали пуговицы на костюме знатных господ, а потом долгие десятилетия о ней не вспоминали. Елочный убор превратил фольгу в главную участницу всех домашних поделок.

 

Рукотворные яблоки и хлопушки


Праздничная елка конца прошлого и начала нынешнего века выглядела совсем не так, как теперешняя. Прежде всего, это относится к очень большому числу игрушек, сделанных детьми. Такое понятие, как покупная игрушка, было редким и связывалось с семьями, имевшими высокий доход. Но и в богатых домах дети сами клеили и вырезали елочные игрушки. Так прививалось бережное отношение к вещам, в которые вкладывался труд. Помимо съедобных и картонных игрушек очень большим успехом пользовались деревянные игрушки и сделанные из ваты. Многие дети умели ловко моделировать фигурки и плоды, обмазывали их крахмальным клеем и расписывали красками.


Ушедшей в прошлое особенностью старинных елок были маленькие свечи, которые в металлических подсвечниках с помощью зажимов крепились на ветвях. Вряд ли что-либо может сравниться с мистерией огоньков, отражающихся на блестящей поверхности игрушек и освещающих пушистую хвою. Это был «мотив городского волшебства, … мо

тив невероятного, будничного, вещего и забавного, как городские сказки современника Пушкина,… Гофмана». Все выдумки Щелкунчика становились явью в сказочном полумраке рождественского вчера.

 

Советские праздники елки

 

Подготовка и убранство новогодних елок было полной энтузиазма и фантазий забавой и для детей, и для взрослых. В первые десятилетия после революции, из-за разрухи и борьбы с пережитками прошлого, новогодняя елка была почти изъята из жизни населения, лишь в последнюю предвоенную пятилетку празднование Нового года было официально разрешено. Улицы Москвы, Ленинграда, Киева украсились исполинскими елями. На фасаде московского телеграфа электрическая гирлянда сверкала новогодним поздравлением. Для детей устроили главную елку в Колонном зале Дома Союзов.


Довоенные елочные игрушки удивительно перемешались с дореволюционными, представляя, может быть наиболее отчетливо, эстетику жизни исчезающей и попытку создания стиля социалистического реализма в быту. Хрупкие фарфоровые маркизы и золоченые шары соседствовали с дирижаблями, парашютами с надписями «СССР» и советской символикой – серпом и молотом, красными звездами.


В послевоенные годы были выпущены некоторые наиболее известные серии елочных игрушек, среди которых наиболее заметна группа так называемых «дворцовых люстр». Их делали из стеклянных бусин, нанизанных на проволоку. В официальной фразеологии принято было называть «дворцами» и «домами культуры» и высотные здания, и вестибюли метро, и павильоны Сельхозвыставки. Таким образом, это поветрие коснулось и елочного убранства.


В 1949 г. было отмечено стопятидесятилетие со дня рождения Пушкина. Очень широко срeди елочных игрушек были представлены персонажи пушкинских сказок.

Такие игрушки создавались по образу и подобию старинных, продолжая традиции западноевропейской, в особенности немецкой, игрушки. Среди сказочных героев, шаров, стеклянных бус, грибов и орешков неожиданно попадались игрушки, почти натуралистично изображающие маленьких детей в зимней одежде. Несмотря на окраску одним цветом, по ним вполне можно изучать детскую одежду тех лет. Крошечные девочки в ботиках и заправленных в них широких шароварах, в шубке, в капоре и в шарфе, завязанном сзади. Такое же сходство, имевшее прямое отношение к реальной жизни, было и в облике снегурочек, спортсменов и т.д.


Совершеннейшим особняком в этом мире стеклянных изделий смотрелись вещи, создававшиеся народными игрушечниками-кустарями. Продавались они под Новый год на колхозных рынках в послевоенные годы. Все эти Деды Морозы, Снегурочки, зайцы, самолеты и танки были из ваты, картона, дерева. Особая, неповторимая искорка была в любой вещи, сообщая всем, кто брал их в руки, улыбку и ощущение игрового азарта. Такие развеселые елочные украшения, несмотря на примитивность материала, уцелели во многих семьях, храня ностальгические воспоминания нескольких поколений. Из народного обычая украшать под новогодние праздники окна, пришло в большие города и выставление напоказ между оконными рамами елочных игрушек, разложенных на вате.


Новогодняя разряженная елка - странное, почти мистическое пристрастие в жизни многих стран и народов. Она - воплощенная мечта о детстве, о счастье, надежда на чудеса, которые остаются в человеческом сердце на всю жизнь.

В начало раздела "Разное">>>