Логотип

Истина оказалась совсем рядом

 

Никакой сенсационности мы не преследовали. Судите сами. Известная финская аукционная фирма «Bukowski», продавала акварельный портрет кисти русского художника неизвестной персоны. Нам удалось узнать ее имя.

 

Т.А. Нефф (1805–1876). Великие княжны Ольга Николаевна и Мария Николаевна. 1838. Х., м. 133,0 х 103,0. ГРМ

Случается всякое, на свете нет ничего совершенного. Даже гении порой совершают глупейшие и нелепейшие ошибки… Важно помнить две истины, которые живы всегда. Не делает ошибок тот, кто ничего не делает. И страшно не грех совершить, страшно его не исправить. Тем паче было бы ужасно насмехаться над теми, кто споткнулся. Этой статьей мы только хотим внести ясность.

Итак, на торгах аукционной фирмы «Bukowski», которые проходили в Хельсинки с 11 по 12 декабря, среди прочих прекрасных работ известных мастеров был выставлен лот № 478 (эстимейт ¤ 5000–6000) — портрет работы Владимира (Вольдемара) Ивановича Гау «Молодая девушка». Нам удалось установить, что на акварели Великая княжна Ольга Николаевна (1822–1892). Рассмотрим поэтапно весь ход нашего небычного «расследования».

Начать стоит с самого живописца и его неповторимого почерка. Владимир Иванович Гау родился в феврале 1816 года в Ревеле (ныне Таллинн) в семье художника Иоганна Гау, который был его первым учителем рисования.

Позже он посещал мастерскую немецкого художника Карла Кюгельхена, работавшего при дворе императора Павла I. Очевидно, Кюгельхен рекомендовал талантливому юноше ехать в Петербург учиться в Академии художеств. С 1832-го Гау — «вольноприходящий ученик Академии» — посещал мастерскую Зауервейда.

26 ноября 1836 года Гау получил звание «свободного неклассного» художника. Два года — 1838–1840 — он жил и работал в Германии и Италии, где завершил свое художественное образование. 27 сентября 1840 года за «два акварельных портрета с натуры... возведен в звание академика акварельной живописи».

Чуть позже в том же 1840 году Владимир Гау становится придворным художником императора Николая I. Не один раз акварелист писал государя, его супругу императрицу Александру Федоровну, их детей в юном возрасте и взрослыми. Кто только из представителей светского и театрального Петербурга не позировал Гау!

До нашего времени дошли удивительные по красоте акварельные портреты вдовы А. С. Пушкина Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, президента Академии художеств герцога Максимилиана Лейхтенбергского, князей Куракиных, князей Щербатовых, графов Уваровых, графов Толстых, внука М.И. Кутузова флигель-адъютанта Петра Федоровича Опочинина, актрис Императорских театров Асенковой, Степановой, танцовщиц Волковой и Ширяевой…

К.П. Брюллов (1799–1852). Великая княжна Ольга Николаевна. 1837. Этюд. Х., м. 46,0 х 38,0. Самарский художественный музей

В чем магия творчества Владимира Ивановича Гау, работы которого охотно покупают и экспонируют художественные музеи и коллекционеры? Отчасти на этот вопрос ответила научный сотрудник Русского музея В.А. Тропинина: «Его [Гау] лучшие портреты отличаются подчеркнутой безупречностью исполнения: точно выверены композиция, рисунок, моделировка форм. Художник стремится к абсолютной законченности образов: дамы на портретах всегда прекрасны, военные отличаются безукоризненной выправкой, дети — прелестны, румяны и златокудры». Изредка портреты работы Владимира Ивановича Гау появляются на аукционах и вызывают немалый интерес.

И вот мы опять «попадаем» в нынешнее время: на аукционе «Bukowski» представлен на продажу характерный образец творчества Гау — поясной портрет неизвестной молодой девушки.

Высокие художественные достоинства небольшой акварели предопределили достаточно высокую начальную оценку. Она могла бы быть еще выше, если бы экспертам аукциона удалось «опознать» персонаж акварельного портрета. На нем запечатлена юная особа в светлом платье с широким воротником, каштановые волосы расчесаны на пробор, слева и справа спускаются густые «английские» локоны. Девушка одета и причесана по моде второй половины 1830-х годов. Единственное украшение — драгоценная брошь, приколотая к воротнику платья, с золотой цепочкой, спускающейся вниз.

В нашем распоряжении был даже не печатный портрет каталога (надо отметить, что «Bukowski» выпускает качественные каталоги), мы располагали лишь портретом, «вывешенным» в Интернете. Тем не менее, что-то знакомое было в ее облике. Правильные, красивые черты, чуть вытянутый овал лица, длинный прямой нос — все напоминало холодно-красивый облик Николая I. Гау изобразил одну из дочерей императора! Какую? Марию, Ольгу или Александру?

Сопоставив «Молодую девушку» с изображениями дочерей Николая I и Александры Федоровны, стало очевидно, что на аукционе «Bukowski» продавали портрет второй дочери русской царской четы — Великой княжны Ольги Николаевны.

В.И. Гау (1816–1895). Великая княжна Ольга Николаевна (1822–1892), впоследствии Вюртембергская королева. Бумага, акварель. 25,5 х 20,0. Втор. пол. 1830-х. Ранее: В.И Гау. Молодая девушка. Бумага, акварель. 25,5 х 20,0. Аукцион «Bukowski», Хельсинки. Лот № 478. Эстимейт $ 5000–6000

Иконографически наиболее близки, почти идентичны названному, два других изображения Ольги Николаевны. Это этюд 1837 года к семейному портрету, кисти Карла Брюллова из фондов Самарского художественного музея, который, увы, не был написан. Второй — двойной портрет великих княжон Марии и Ольги на балконе — 1838 года работы Тимофея Неффа, хранящийся в Русском музее.

Великая княжна Ольга Николаевна получила прекрасное домашнее образование под руководством талантливых учителей: поэта В.А. Жуковского, профессора русской словесности петербургского университета П.А. Плетнева, протоиерея Г.В. Павского. Ольга Николаевна оставила интересные воспоминания о жизни в Зимнем дворце до замужества под названием «Сон юности. 1825–1846».

По воспоминаниям современников Великая княжна Ольга больше всех детей императора унаследовала не только его красивую внешность, но и его стойкий, волевой характер.

Личная жизнь Ольги Николаевны сложилась неудачно. 1 июля 1846 года она вышла замуж за наследного принца Карла-Фридриха-Александра Вюртембергского (1823–1891). Брак оказался бездетным и не был счастливым. Фрейлина А.О. Смирнова-Россет писала: «Красивейшей из дочерей императора суждено было выйти за ученого дурака». В 1864-м Карл стал Вюртембергским королем, а Ольга Николаевна — Вюртембергской королевой. «Русская» королева посвятила свою жизнь благотворительной деятельности, за что подданные называли ее «великим мастером благотворительности».

Великую княжну Ольгу Николаевну портретировали лучшие русские и иностранные художники первой половины XIX века Петр Соколов, Карл Брюллов, Франц Крюгер, Тимофей Нефф, Кристиан Робертсон, Орас Верне, Франсуа Винтерхальтер…

Теперь к известным ее портретам прибавился еще один акварельный портрет кисти Владимира (Вольдемара) Ивановича Гау. Мы рады внести свой посильный вклад в общее дело «стирания белых пятен», и не хотели принизить работу финских коллег. 

В начало раздела "Разное">>>