Логотип

Красавица, вновь обретшая имя

В новом частном владении в Петрограде оказался после 1917 года женский портрет, чья история сродни многим сотням ему подобных, с которыми пришлось расстаться былым хозяевам, навсегда покинувшим Россию, с той только разницей, что этому портрету повезло больше, чем другим.

Неизвестный художник. Графиня Софья Александровна Мусина-Пушкина. Кон. XIX. Холст, масло. Частное собрание

Новые хозяева, вселившиеся в брошенную квартиру, превратившуюся в коммунальную, и их потомки, даже переехав в отдельную квартиру в новостройке, сберегли портрет. Чаще подобные вещи выбрасывались за ненадобностью на свалку. Прошли десятилетия, и пришло время переоценки ценностей, когда пробудившийся интерес к российскому прошлому вызвал законное желание новых владельцев узнать имя неизвестной на старом портрете. Так портрет попал в поле зрения автора этих строк.

Дом, в котором первоначально находился портрет, расположен в Литейной части Петербурга, как ее по старинке называют и сейчас, по Моховой улице под № 18. Дом этот не менял своей нумерации с дореволюционной поры. Согласно адресной книге 1917 года, дом расположен по левой стороне Моховой третьим от Пантелеймоновской улицы. Его владелицей числится Анна Алексеевна Ветошкина, но, конечно, не она представлена на портрете, а кто-то из ее жильцов. Квартиру (из которой и происходит портрет) на втором, парадном, этаже занимала тогда семья графов Мусиных-Пушкиных, вдова и две дочери, как означено в адресной книге на странице 470:

«Мусин-Пушкина: гр. Елиз. Алдр. Дч. Ген.-адьют. Фрейл. Моховая, 18; гр. Ол. Алдр. Вд. Ген.-адьют. Моховая, 18; гр. Соф. Алдр. Фрейл. Моховая, 18; тел. 43227 — общий».

Уже никто и никогда не сможет позвонить по указанному телефону, но прошлое настойчиво пробивается издалека в виде уцелевшего портрета. На портрете кисти неизвестного, но явно профессионального художника изображена молодая женщина, облаченная в элегантное голубое платье. Накидка с кистями надета поверх платья, и небольшая красная накидка венчает голову модели. Судя по всему, в том числе по фасону платья, работа относится к восьмидесятым годам XIX века. Естественное предположение, что портрет представляет кого-то из обитательниц квартиры на Моховой, требовало доказательств.

Неизвестный художник. Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин. 1790-е. Миниатюра. Эмаль на меди. 6,8 × 5,3 (овал). Государственный Русский музей

Свидетельством того, что изображенная женщина происходит из семьи графов Мусиных-Пушкиных, этой ветви знаменитого в истории России рода, служит ее фамильное сходство с другими представителями рода, чьи портреты и фотографии до¬шли до нас. В первую очередь, это изображения графа Александра Ивановича Мусина-Пушкина, умершего супруга и отца живших в этой квартире в 1917 году. Его имя и краткие сведения о нем, его предках и потомках мы найдем в разного рода источниках, но, прежде всего, в самой полной на сегодняшней день истории рода Мусиных-Пушкиных, графов и дворян, с поколенной их росписью, составленной французским генеалогом Жаком Ферраном при участии живущего в Париже одного из представителей этого рода графа Андрея Андреевича Мусина-Пушкина. Написанная по-французски, как и другие генеалогические труды Феррана по истории русских дворян­ских фамилий, она вышла в Париже в 1994 году.

Хозяйка семьи, овдовевшая в 1903 году графиня Ольга Александровна Мусина-Пушкина, родилась в 1835 году, так что к восьмидесятым годам XIX века она была уже почтенной пятидесятилетней дамой и, следовательно, на интересующем нас портрете представлена не она. Ее старшая дочь, графиня Елизавета Александровна, родилась 16 ноября 1859 года и, таким образом, к концу восьмидесятых ей уже исполнилось тридцать лет.

Более вероятным представляется, что портрет запечатлел ее младшую сестру, графиню Софью Александровну, родившуюся 13 ноября 1862 года. Сохранившаяся фотография Софьи Александровны, хотя и запечатлевшая ее в весьма преклонном возрасте, подтверждает такой вывод. Сопоставление фотографии с интересующим нас портретом выявляет тот уровень сходства, который позволяет утверждать, что на портрете представлена именно она. Самая характерная деталь — это форма носа, которая меньше всего подвержена изменениям. Крупный с горбинкой нос отличает как лицо молодой женщины на портрете, так и пожилой на фотографии, опубликованн¬ной в книге Феррана.

Существует несколько ветвей этого знаменитого рода, в том числе графская, но все они берут начало от легендарного Ратши, потомком которого был и А.С. Пушкин. Он писал: «Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во время княжества св. Александра Ярославича Невского. От него произошли: Мусины, Бобрищевы, Мятлевы, Поводовы, Каменские, Бутурлины…» Основатель фамилии Пушкиных Григорий Александрович Пушка открывает собой седьмое колено рода. Его пятый сын Константин Григорьевич был прямым предком поэта, а третий сын Василий Григорьевич, по прозвищу Улита, — предком Мусиных-Пушкиных. Спустя три столетия дед Пушкина Лев Александрович доводился графу Алексею Ивановичу братом уже в одиннадцатой степени.

Герб рода графов Мусиных-Пушкиных

Именно к фамилии Мусиных-Пушкиных принадлежала Софья Александровна. Она приходилась правнучкой самому известному лицу этой ветви рода — графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1744–1817), крупному государственному деятелю, издателю «Слова о полку Игореве».

Сам Пушкин доводился пятиюродным братом генерал-адъютанту графу Александру Ивановичу Мусину-Пушкину (1827–1903). Матери Александра Ивановича, Марии Александровне, на рождение сына поэт посвятил стихотворение «Кто знает край, где небо блещет». 10 июня 1827 года появился на свет будущий отец графини Софьи Александровны, изображенной на интересующем нас портрете.

«Небесные черты» Марии Александровны запечатлел известный австрийский художник Мориц Даффингер на замечательном миниа¬тюрном портрете. В 1820–1830-е годы художник пользовался большой популярностью при венском дворе и среди европейской аристократии. Это одна из лучших его миниатюр, на которой представлена Мария Александровна в самом расцвете ее красоты, на фоне голубого неба, в модном тюрбане. Ее изображение так порой и называют — «Женщина в тюрбане».

Став матерью еще нескольких детей, она овдовела в 1836 году и через два года вышла замуж за князя Александра Михайловича Горчакова, лицейского товарища Пушкина, будущего канцлера России, министра иностранных дел. Из собрания Горчаковых в Петербурге в числе других произведений искусства миниатюрный портрет графини Марии Александровны Мусиной-Пушкиной поступил в собрание Русского музея.

Своей красотой она могла соперничать с Натальей Николаевной Пушкиной, которая по крови принадлежала к роду Мусиных-Пушкиных. Ее дед Афанасий Николаевич Гончаров был женат на представительнице этого старинного боярского рода Надежде Платоновне Мусиной-Пушкиной (1765–1835), дочери Платона Ивановича Мусина-Пушкина и Марии Федоровны Хомяковой. Предки Надежды Платоновны принадлежали к самой старшей ветви рода Мусиных-Пушкиных. Так что Наталья Николаевна также оказывается в родстве с отцом Софьи Александ¬ровны, красота которой, запе¬чатленная неизвестным художником, является во многом родовой и восходящей к общим предкам. Если по отцовской линии графиня Софья Александровна принадлежала к роду Мусиных-Пушкиных, то по материнской — также к очень известной фамилии Пашковых. Историю этого рода Пушкин хотел включить в сюжет романа «Русский Пелам». Глава семейства, Василий Александрович Пашков (1764–1834), член Государственного Совета, и его жена Екатерина Александровна (1768–1835), урожденная графиня Толстая, были владельцами знаменитого Пашкова дома в Москве.

Даффингер М.М. Графиня Мария Александровна Мусина-Пушкина, урожденная княжна Урусова. Кон. 1820-х–нач. 1830-х. Миниатюра. Акварель, гуашь, кость. 8,0 × 6,3 (овал). Государственный Русский музей

Итак, своему появлению на свет и своей красотой, запечатленной неизвестным художником, графиня С.А. Мусина-Пушкина обязана соединению двух замечательных русских дворянских фамилий, связанных равно с Москвой и Петербургом, а также с несколькими российскими губерниями, в которых располагались родовые поместья. Самое известное из них — это имение Иловна Мологского уезда Ярославской губернии, затопленное при создании Рыбин¬ского водохранилища. В Рыбин¬ском музее-заповеднике экспонируются портреты многих представителей рода Мусиных-Пушкиных, в том числе портреты Ивана Алексеевича и Марии Александровны. Время от времени собираются вместе ныне здравствующие потомки графа Алексея Ивановича и других Мусиных-Пушкиных, приезжающие на родину.

У отца Софьи Александровны, графа Александра Ивановича, были старшая сестра Екатерина и братья Алексей, Николай и Владимир. Их потомство и сегодня живет в разных странах, прежде всего — во Франции. Прервалась по мужской линии только ветвь рода, идущая от Александра Ивановича. У него с Ольгой Александровной было три сына (Александр, Иван и Сергей) и две дочери (Елиза¬вета и Софья). Младший из сыновей Сергей скончался в возрасте восьми лет в 1880 году. У графа Александра Александровича Мусина-Пушкина (1856–1907), губернатора вологодского (1898–1900), минского (1902), скончавшегося в Сан-Ремо (Италия), была только одна дочь, в 1917 году вышедшая замуж за В.В. Кононова и умершая вместе с двухлетней дочерью в 1920 году на Дону.

Граф Иван Александрович Мусин-Пушкин (1857–1928) окончил Пажеский корпус в 1876 году, был выпущен корнетом в Лейб-гвардии Кавалергардский полк, позднее перешел на гражданскую службу по ведомству министерства иностранных дел. В 1903 году он служил вице-консулом в Берлине, затем генеральным консулом в Алжире, Лейпциге, Флоренции, был удостоен в 1915 году звания камергера. От брака с Марией Александровной Тимашевой у него были один сын Александр (1893–1938) и дочь Евдокия (1898–1993), в замужестве Колла, прожившая в эмиграции большую жизнь и оставившая после себя трех детей, внуков и правнуков, но уже не Мусиных-Пушкиных. Трудная судьба выпала на долю ее брата Александра Ивановича. Подпоручик, выпускник Пажеского корпуса, затем студент Рижской политехнической школы и Лейпцигского университета, он вернулся в 1917 году в Россию, прошел ряд арестов и ссылок, был узником Соловков (1922–1927), поселен в Архангельске, где вновь был арестован в 1938 году, осужден и расстрелян. От брака 1933 года со ссыльной, как и он, Натальей Борисовной Дольбеевой, бывшей смолянкой, у него родилась дочь Леонида, позднее в замужестве Линева. На нем, таким образом, насильственно оборвалась по мужской линии ветка рода, идущая от его отца Александра Ивановича.

Графиня Софья Александровна Мусина-Пушкина. Фотография. 1950-е. Париж

Нелегко сложилась и судьба его овдовевшей бабушки и незамужних тетушек. Эмигрировавшие из Петрограда, бросившие все имущество, в том числе семейные портреты, сестры Елизавета и Софья вместе с матерью поселились во Франции. Ольга Александровна скончалась 5 апреля 1928 года в Версале за полтора месяца до смерти своего сына Ивана во Флоренции 19 мая. И он, и она, скорее всего, ничего не знали о судьбе своего репрессированного сына и внука. Елизавета Александровна умерла в Париже 23 января 1941 года.

Пережив всех своих братьев, сестру и племянника, последней носительницей фамилии графов Мусиных-Пушкиных в семье осталась графиня Софья Александровна. Она прожила большую жизнь и скончалась в Париже в возрасте 96 лет 30 декабря 1958 года. Все эти годы в петербургской квартире на Моховой висел портрет, запечатлевший ее молодой и полной надежд. Понадобилось еще почти полстолетия, прежде чем этот портрет «заговорил».

В начало раздела "Разное">>>