Логотип

Загадки и мифы экспертизы

 

В соответствии с действующим законодательством, возможность вывоза с территории нашей страны предмета, причисляемого к культурным ценностям, ограничивается столетним сроком его создания. Необходим документ, подтверждающий право гражданина на вывоз ценностей.

 

Сретенье. Икона. Кон. XVIII–перв. пол. XIX. Дер., темпера, золочение

Документом, дающим разрешение на вывоз из России ценностей, является специальное Свидетельство, выданное уполномоченным на то органом. В Санкт-Петербурге эту функцию осуществляет Управление Федеральной службы по Северо-Западному федеральному округу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура).

Осенью 1970 года в Париже состоялась 16-я сессия Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая приняла Конвенцию ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», ратифицированную СССР в 1988 году. В соответствии с одним из положений Конвенции, ее участники обязывались создать в своих странах «одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия, если такие службы еще не созданы…».

В Санкт-Петербурге и на территории Северо-Западного региона России в настоящее время функции государственного контроля по сохранению культурных ценностей осуществляет Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу (Росохранкультура).

Эксперты Управления проводят государственную экспертизу культурных ценностей, задержанных таможенными органами, органами внутренних дел и федеральными органами безопасности Российской Федерации. В этих случаях государственная экспертиза выявляет характерные черты памятника, время и место его создания, авторство, школу, с тем, чтобы выдать мотивированное заключение о наличии культурной, художественной или музейной значимости произведения.

Богоматерь «Взыскание погибших». Икона. Втор. пол. XIX–нач. XX. Дер., м.; рама — дер., золочение, краска

Это необходимо для принятия следственными органами обоснованных, юридически правильных мер по пресечению совершаемых преступлений, связанных с хищением или попытками незаконного вывоза из России культурных ценностей, а также для наиболее рационального распределения предметов старины, обращенных решениями суда в федеральную собственность, в государственные хранилища или религиозные объединения.

Чаще всего проводится экспертиза икон. Строгие святые лики, бывшие некогда непременной частью духовной жизни русского человека, стали в последние десятилетия предметом далеко не религиозного культа. Увеличение коммерческого спроса на подобные памятники искусства привело к росту цен на них. Криминальный способ — самый легкий путь получения икон. Иконы обычно похищают из церквей, находящихся в провинциальных городках, из многочисленных сельских приходов русской глубинки Северо-Запада. Выведенные из незаконного торгового оборота, в руки экспертов, в конечном счете, благодаря деятельности правоохранительных органов попадают иконы из разных источников разного художественного достоинства.

Икона — произведение анонимное. На ней не указаны время создания и имя иконописца, не всегда можно даже установить принадлежность произведения к той или иной школе. Определению времени написания иконы мешает тот факт, что часто на доске, относящейся, например, к XVIII столетию, изображен святой, выполненный в манере конца XIX — начала XX века. Это говорит о позднем воссоздании ранее утраченного изображения с использованием новых иконописных приемов или создании совершенно нового «образа» на новой доске, что часто практиковалось русскими иконописцами. Однако перед экспертом всегда ставятся конкретные вопросы, требующие безошибочных ответов. В частности, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации, необходимо аргументировано определить, к какой категории относится представленное произведение: к религиозным, культурным, художественным или музейным ценностям.

Экспертам также приходится работать с памятниками достаточно древними и редкими. Например, несомненный интерес для искусствоведов представляла икона северного письма «Деисус с Зосимой и Савватием Соловецкими», которая в ходе экспертизы была отнесена к первой половине XVI века и причислена к произведениям, имеющим особую историческую, художественную и культурную ценность. К музейным памятникам была отнесена также икона палехской школы «Явление Сергию Божьей Матери» с фигурой предстоящей Святой мученицы Матрены на полях, выполненная в конце XVIII –начале XIX веков. Неглубокий ковчег, характер темперного письма по левкасу, прозрачность красок, удивительно «тактичное» золочение позволили датировать ее этим периодом. Изучение иконной доски с изображением Святителя Тихона Задонского позволило отнести ее к рубежу XVIII–XIX веков и предположить, что выполнена она была вскоре после 1783 года, когда канонизировали Святителя.

Господь Вседержитель. Икона. Втор. пол. XIX. Дер., м.

На экспертизу поступают изображения «Господа Вседержителя», Богоматери «Владимирской», «Тихвинской» или «Казанской», изготовленные в начале ХХ века в церковных мастерских и являющиеся массовой ремесленной продукцией. Подобные иконы, в основном имеющие латунные или серебряные оклады, также задерживают на таможенных пунктах, так как лица, пытающиеся вывезти их из страны, не предъявляют необходимого в таких случаях разрешительного документа.

На таможнях часто задерживают предметы религиозного культа из медного литья, сделанные в северных старообрядческих, московских или костромских мастерских, а также в других местах в соответствии со старообрядческим каноном. Это типовые распятия, иконки, складни, часто украшенные эмалями нескольких цветов. Так, особый интерес вызвал отлитый в XVIII веке по иконографии, берущей начало в XVI столетии, «Ангел Великого Совета» в виде креста с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. На маленьких иконках обычно изображались Богоматерь и различные святые. Датировать их, из века в век повторявших принятый ранее религиозный канон, непросто. Здесь уместно внимательное изучение проработки формы и характера гравировки, эмалей, состояния сохранности и отточенное многолетней практикой профессиональное чутье эксперта.

Конечно, в сферу профессионального внимания искусствоведов Управления федеральной службы постоянно попадает живопись, графика и скульптура. Несомненный интерес вызвало изучение неизвестных ранее работ В.М. Васнецова, З.Е. Серебряковой и В. Виньона.

При атрибуции холста, бывшего в розыске около 5 лет, в правом нижнем углу написанного маслом этюда была обнаружена надпись с легким наклоном букв в левую сторону: «И. Шишкинъ 89». Изучение холста и творчества И. Шишкина позволило установить, что аналогичный автограф имел место в творчестве мастера в 1880–1890-е годы. Манера живописи и характер работы над светотенью позволили определить, что этот холст, действительно, был написан И.И. Шишкиным в 1880-е годы.

Господь Вседержитель. Икона. Кон. XIX — нач. XX. Дерево, темпера; оклад — недрагоценный металл; киотная рама — гипс, золочение; киот — дерево, стекло

Подлинной загадкой атрибуции стал «Мужской портрет» работы неизвестного художника. С небольшой дубовой доски на нас смотрит мужчина с жемчужной серьгой в левом ухе, облаченный в старинный берет с пером. На одеянии и шляпе поблескивает драгоценная цепь. Доска по состоянию древесины была отнесена к XVII–XVIII векам. Характер письма, загадочное «внутреннее» свечение красок, темный драматический фон, глубина психологической характеристики — все имело сходство с рядом автопортретов Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669). Однако аналогичного портрета среди работ, приписываемых художнику, обнаружить не удалось. Несомненно сходство с «Автопортретом в берете и узком шейном платке» (1637). Но краски в «нашем» произведении все же отличаются от тех, что использовал великий голландец.

В силу перечисленных причин представленный портрет был рассмотрен как ранняя копия с неизвестной ныне работы мастера или ранняя подделка под известного художника. Но и в этом случае произведение имеет высокую художественную значимость и не подлежит вывозу из страны, так как создано задолго до указанного в законе столетнего рубежа.

На экспертизу также поступают предметы быта, относящиеся к антиквариату, изготовленные более 50 лет тому назад. Это, как правило, многочисленные самовары, в основном, конца XIX – начала XX веков, тульского производства и имеющие соответствующие штампы: «Товарищества Кольчугина», «Фирмы А. Баташева» или «Д.Б. Клiонского». Среди медалей, выбитых на тулове, можно отыскать наиболее позднюю, указывающую, после какого года было выпущено изделие.

Множество историй могут поведать такие обыкновенные предметы, как ложки, вилки и столовые ножи. К примеру, на ложке- ситечке с орнаментом и золочением выгравированы инициалы владельца «М.Ю.». Неподалеку в прямоугольнике — обозначение 84-й пробы серебра, аналогичное тому, что ставилась на изделияхXVIII–XIX веков. Рядом в щитке — инициалы мастера «EAB»:

Бауер Эдуард Аугуст, серебряных дел мастер, работавший в Таллине (Ревеле) в 1830–1855 годах. Далее в прямоугольнике — клеймо «А.Т/1850», относящееся к 1850 году, проставленное неизвестным пробирным мастером, и клеймо города Ревеля с изображением трех львов, расположенных друг над другом, которое ставили с 1842 по 1920 год. Полученные сведения позволили точно атрибутировать ложку-ситечко: Россия, Таллинн, мастерская серебряных дел мастера Бауера Эдуарда Аугуста, 1850 год.

Не менее интересна «история» круглой серебряной чаши с туловом, декорированным кабошонами, сканью, эмалью, золочением и разбивкой ложками. На внешней стороне донышка — два клейма: в овальном щитке 88-я проба и женский профиль в кокошнике, повернутый влево. Кроме того, видны буквы «ИЛ» — инициалы Ивана Сергеевича Лебедкина, назначенного в 1899 году управляющим Московским пробирным округом. Клеймо «НА» в квадратном щитке принадлежит Николаю Васильевичу Алексееву, владевшему с 1885 года до начала ХХ века мастерской чеканных, эмалевых и других предметов из серебра в Москве. Эти сведения позволили оценить чашу как высокохудожественный предмет декоративно-прикладного и ювелирного искусства, созданный в рамках, хронологически ограниченных 1899 годом и началом прошлого столетия.

Барометр. Кон. XIX–нач. XX. Дерево, эмаль, латунь, металл

Иногда встречаются вещи совершенно неизвестные, и кажется, не слишком значимые. Так, однажды на экспертизу поступила небольшая композиция, выполненная в металле, изображающая фигуру стоящего оленя. На загрязненном плинте при внимательном осмотре была обнаружена подпись: «Jus Pallenberg». Имя было незнакомым, ранее не встречалось. Однако работа со специальной справочной литературой позволила выяснить творческую биографию автора: за неизвестным автографом скрывался скульптор-анималист Палленберг Джозеф Франц, родившийся в 1822 году и получивший образование в Академии Дюссельдорфа. Работы этого автора находятся сегодня в Муниципальном музее Дюссельдорфа.

В ходе проведения государственных экспертиз культурных ценностей внимательно изучаются и анализируются выполненные известными мастерами музыкальные инструменты, старинные часы, сервизы, рамки для фотографий, шкатулки и граммофоны.

Порой приходится сталкиваться с вещами, не имеющими художественной значимости, но являющимися предметами редкими, которые можно причислить к культурным, историческим или архивным ценностям. Например, старые фотографии, иногда с автографами известных людей, почтовые декларации или уведомления о посылках.

Часто встречаются монеты и нумизматические коллекции разных стран и времен, разного достоинства, рассказывающие о далеких эпохах. Наиболее старой оказалась представленная на экспертизу серебряная монета с отверстием, отчеканенная в первой трети XIV века в Тебризе, так называемый «дирхам». На аверсе монеты — символ веры на арабском языке, на реверсе — имя правителя, место и полустертый год чеканки.

Так, в результате внимательного рассмотрения той или иной вещи, поступившей в Управление Федеральной службы, после ее всестороннего исследования, изучения отличительных черт, характера утрат, клейм, надписей и автографов, сопоставления всех обнаруженных признаков и черт искусствоведы дают свои окончательные экспертные заключения. 

В начало раздела "Разное">>>