Логотип


И Sotheby’s иногда заблуждается...

21 апреля 2005 года в Нью-Йорке прошел широко освещенный в прессе и на телевидении аукцион русского искусства, организованный знаменитой фирмой Sotheby’s. Российская «Антикварная газета» в анонсе «Новые торги — новые находки. Русские торги Sotheby’s в Нью-Йорке» сообщила, что топ-лотами предстоящего аукциона обещают стать полотна Константина Маковского, Бориса Григорьева, Зинаиды Серебряковой.

 

Маковский К.Е. Неизвестный с рукописью в руках (композитор Цезарь Кюи). 1914. Холст, масло. Аукцион Sotheby’s. 21 апреля 2005

Покупателям было предложено несколько произведений К. Маковского, старшего брата известного художника-передвижника, мастера бытового жанра В. Маковского. Советская художественная критика «наградила» К. Маковского ярлыками «салонный художник», «буржуазный художник», и он был забыт на долгие годы и музеями, и коллекционерами. С началом перестройки отношение к его творчеству изменилось. На российских и международных аукционах стали появляться полотна Константина Маковского, их покупали за большие суммы. «Гвоздем» нью-йоркского аукциона стала огромная картина К. Маковского «Суд Париса», за которую художник на Всемирной выставке в Париже в 1889 году получил золотую медаль и орден Почетного Легиона от французского правительства. На нынешнем аукционе картина была представлена с предварительной оценкой 750 тыс. — 1 млн долларов США.

Кроме двух женских портретов наше внимание привлек лот № 43: «Константин Егорович Маковский (1839–1915). Портрет композитора Цезаря Кюи. Холст, масло. 104,1 Ч 81,9. Подпись и дата: «C. Makowsky 1914» из немецкого частного собрания. На портрете изображен мужчина средних лет, в тройке, с галстуком-бабочкой и золотой цепочкой на жилете. Он сидит в кресле эпохи историзма и держит на коленях альбом или рукопись, которую можно принять за ноты. За его спиной — яркая занавеска и расписные вазы. Подобный богатый антураж часто встречается на портретах кисти К. Маковского. Подписная работа известного русского художника, запечатлевшая знаменитого русского композитора и музыкального критика, была высоко оценена устроителями аукциона: 60–80 тыс. американских долларов. Этот портрет Цезаря Кюи отсутствует в научной литературе о жизни и творчестве композитора, и, конечно, он сразу вызвал недоверие.

Кюи Ц.А. Кон. 1850-х. Фото

Ц. Кюи родился в 1835 году. Портрет написан в 1914 году, следовательно, композитору должно быть 79 лет, что никак не согласуется с обликом мужчины на портрете К. Маковского, которому можно дать лет пятьдесят. Настораживало отсутствие физиономического сходства с достоверными портретами композитора. Следовало обратиться к биографии Кюи, факты которой подтвердили или опровергли бы утверждение аукционного каталога о том, что К. Маковский запечатлел в своем произведении Цезаря Кюи.

Цезарь Антонович Кюи появился на свет в литовском городе Вильно. Его отцом был офицер наполеоновской армии, раненый под Смоленском и оставшийся навсегда в России. Мать происходила из небогатой литовской дворянской семьи. Отец был музыкально одаренным человеком, играл на органе и фортепиано, немного сочинял. Свой музыкальный талант он передал младшему из пяти детей, будущему композитору Цезарю-Вениамину. Кюи начал рано заниматься музыкой, в 14 лет сочинил свою первую музыкальную пьесу — мазурку. Его наставником был польский композитор Станислав Монюшко из Вильно.

Репин И.Е. Кюи Ц.А. 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Когда пришло время выбирать профессию, практичный отец определил юношу в Главное инженерное училище в Петербурге. Кюи окончил училище и Военно-инженерную академию. До конца своих дней оставался на военной службе, завершив ее в чине инженер-генерала. Еще в училище стал серьезно заниматься музыкой, познакомился с композиторами М.А. Балакиревым, А.С. Доргомыжским и художественным критиком В.В. Стасовым. Как композитор дебютировал в конце 1850-х годов. Сочинял оперы, симфонии, концертно-инструментальные и вокальные произведения. Закончил оперу Даргомыжского «Каменный гость» и отредактировал оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка». С 1864 года занимался музыкально-критической деятельностью, утверждая в своих статьях самобытность русской композиторской школы, именуемой «Могучей кучкой». Цезарь Кюи умер 26 марта 1918 года в Петрограде в возрасте 83 лет.

Сохранилось много фотографических и живописных портретов композитора. Рассматривая их, можно отметить две особенности: на всех своих портретах Кюи запечатлен в очках (с юных лет страдал слабым зрением) и в военной форме. В императорской России военная служба считалась намного более престижной, чем штатская. Офицеры презрительно называли чиновников «штафирками». Неписанные правила, освященные давними традициями, запрещали военным появляться в общественных местах (театрах, ресторанах, на балах) в гражданском платье. Придерживался этих правил и Кюи. И на фотографиях серединыXIX века, и на портрете И.Е. Репина 1890 года он запечатлен в военной форме. Даже на групповой фотографии с артистами Большого театра (где он выступал в роли композитора), мы видим Цезаря Кюи в военной форме. К сожалению, следует признать, что на портрете кисти Константина Маковского, выставленном аукционной фирмой Sotheby’s на торгах в Нью-Йорке 21 апреля 2005 года, изображен не известный русский композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, ученый в области фортификации Цезарь Антонович Кюи, а кто-то другой. 

В начало раздела "Разное">>>