Логотип


А бывало, на корпус самовара наносили тексты русских поговорок, пословиц, нравоучительных изречений:

«Чай пить — не дрова рубить», 
«За чаем не скучаем», 
«Чай пьешь — до ста лет проживешь», 
«Выпей чайку — забудешь тоску», 
«От чая пьян не будешь».

Среди многих предметов декоративно-прикладного искусства самовары выделяются самобытностью и самостоятельностью. Судите сами: фарфор можно спутать с фаянсом, серебро с мельхиором, бронзу со шпилтром, мебель красного дерева с мебелью из ореха, канделябр с подсвечником. И только русский самовар никогда и ни с чем не перепутаешь.

Его функция ясна и памятна, и форма четко соответствует этой функции, давая простор изобретательности мастера, который всю жизнь имеет дело с одним и тем же материалом, выбранным и изученным всеми предыдущими поколениями мастеров.

Наносимые на поверхность самовара покрытия — это лишь дань технологии, современной мастеру и моде, которая диктует и форму, и цвет изделия.

«Везде забавлялись и везде пили чай. Эта необходимая потребность нашего купечества, эта единственная роскошь наших небогатых мещан, это праздничное, высочайшее наслаждение всех трезвых разночинцев, фабричных мастеровых и даже мужичков — наш русский, кипучий самовар дымился на каждом шагу».

М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи»

55. Самовар.Середина XIX в. г. Тула. Латунь, выколотка, литье. 30х19х20

56. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка В. Г. Ермолина, г. Кострома. Томпак, выколотка, литье. 37х29х24

57.Самовар. 1860-е гг. Ф-ка А. Шмакова, г. Москва. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, кость. 47х31х29

58. Самовар. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье. 41х28х27

59. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка И. А. Скорнякова, г. Углич. Томпак, выколотка, литье. 55х36х31

60. Самовар. Вторая половина XIX в. Ф-ка И. Г. Баташева, г. Тула. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 54х36х31

Немудрен самовар с виду, но сколько труда скрывается за этой кажущейся простотой. Более двадцати деталей нужно было изготовить, проделать десятки операций. В основном самовары делали из меди и ее сплавов — латуни и томпака. В XVIII и начале XIX века мастера предпочитали работать с медью- Материал мягкий, «в руках податливый». Но недостаточно прочный, поэтому красные (то есть из меди) водогреи до наших дней не дожили (за небольшим исключением). Латунные самовары часто серебрили (ртутным или гальваническим способом). Конечно, делали сосуды и из серебра. Были самовары из золоченой бронзы, тульской стали, мельхиора (сплава меди с цинком и никелем). Известны водогреи из чугуна, хрусталя, керамики. В конце XIX века самовары стали покрывать никелем (иллюстрация 63). Блестящие, как зеркало, они лихо раскупались на ярмарках. Бывало, что никелировали самовары, сделанные намного раньше, как бы подновляя их. И водогреи приобретали второе рождение.

61. Самовар. Вторая половина XIX в. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 43х28х25

62. Самовар. Вторая половина XIX в. Красная медь, выколотка, литье, серебрение. 24х19х14

63. Самовар дорожный.Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, никелирование. 29х20х21

64. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка А. П. Захранина, г. Переяславль. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 52х24х27

65. Самовар. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 48х23х25

66. Самовар-кофейник. Середина XIX в. Красная медь, выколотка, чеканка, серебрение. 31х18х14

67. Самовар-кофейник. Начало XIX в. Петербург. Латунь, выколотка, чеканка. 38х14х17

68. Самовар-кофейник. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 27х19х17

На иллюстрациях 66—68 — самовары-кофейники, созданные в разные годы XIX века. Они были популярны на протяжении всего столетия. Но, так как кофе пили в основном горожане, да и то немногие, самовары-кофейники сейчас — большая редкость. Их утилитарная сущность зачастую сознательно маскировалась. Делались они в основном в Петербурге. Отсюда в формах кофейников просматривается явное архитектурное стилевое начало. В отличие от своих собратьев, у кофейников отсутствует труба-жаровня. Ее заменяет выдвижной ящичек с углями, размещенный в основании. А внутри корпуса находится сосуд из металла — миксер.

В 20-е годы XIX века появляются самовары, сочетающие в себе и кофейник, и чайник (иллюстрации 69, 70). Эти двухсекционные сосуды делались также почти целое столетие. Но, в отличие от кофейников, особой моды на них не было. Поэтому встретить подобный самовар в наши дни — огромная редкость. Андрей Андреевич Лобанов рассказывает, что за самоваром (на снимке справа) ему пришлось «ухаживать» более десяти лет.

69. Самовар с двумя кранами. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, никелирование. 42х30х21

70. Самовар с двумя кранами. Начало XIX в. Латунь, Выколотка, литье. 34х27х25

71. Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 40х35х27

72. Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, серебрение. 44х31х28

73. Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 47х32х30

Все самовары, изображенные на этом развороте, сделаны в Варшаве во второй половине XIX века. В то время Царство Польское входило в состав России и то, что великолепные польские мастера создавали водогреи, лишний раз говорит о неразрывной духовной и экономической связи двух славянских народов. Варшавские самовары узнаются на расстоянии. Они всегда несколько вычурные. Отсутствие четкого стилевого начала польские умельцы компенсируют тонкой ювелирной работой в декоративной отделке предмета, с большой фантазией используют кость, перламутр, технику гальваносеребрения. Особенно преуспевали в самоварном деле мастера фабрики «Фраже». Несмотря на близость европейских стран, большая часть самоваров, сделанных в Варшаве, поступала на российский рынок. И не потому, что Германия или Австро-Венгрия не покупали самоваров, а потому, что русские купцы платили больше.

<<<Назад                                                          Далее>>>

В начало раздела "Разное">>>