«Чайная машина» — так называли русский самовар в Западной Европе. К концу XIX века водогреи пользуются спросом в Турции, Иране, Марокко и других восточных странах. Стремительно расширяются промышленные производства, особенно в Туле. Но, наряду с выпуском огромного количества однотипных самоваров, успешно продолжают свое существование мастера-«индивидуальр'. Они уже работают на фабриках. Хозяева создают им необходимые условия, понимая, что состоятельного светского человека не удовлетворит предмет массовой фабричной выделки, и продолжают рождаться на свет оригинальные, не имеющие аналогов водогреи.
Придумьшая новые формы, русские умельцы не забывали о традициях. Испытание временем выдержали чайники-самовары (иллюстрации 75 и 76). Придуманные еще в XVIII веке, они не выходят из употребления и создаются на протяжении всего XIX и начала XX столетий.
74. Самовар. Вторая половина XIX в. Мастер Ппешкевич, Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 52х36х28 |
75. Самовар-чайник.Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье. 32х34х13 76. Самовар-чайник. Конец XIX в. Латунь, выколотка. 30х26х12 |
77. Самовар. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, чеканка 36х23х19 78. Самовар. Вторая половина XIX в. Ф-ка А. П. Захранина, г. Владимир. Латунь, выколотка, чеканка. 31х21х18 79. Самовар. Конец XIX в. Латунь, выколотка, чеканка, керамика. 33х23х17 |
80. Самовар. Конец XIX в. Ф-ка Р. А. Тейпе, г. Тула. Латунь, выколотка, никелирование. 31х13х22 |
81. «Фонтан». Конец XIX в. Петербург. Латунь, выколотка, чеканка, патинирование. 36х34х24 |
В знаменитом трактире купца Демутова на Невском проспекте стоял шестиведерный гигант (иллюстрация 82), создавая вокруг себя атмосферу гостеприимства и радушия. А рядом на снимке — действующий «малыш», рассчитанный всего на одну чашечку чая, принадлежавший в свое время великой русской актрисе Вере Федоровне Комиссаржевской. Мал золотник, да дорог!
82. Самовар. Вторая половина XIX в. Ф-ка наследников В. С. Баташева. Латунь, выколотка, литье. 98х43х46 83. Самовар. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 13х9х10 |
84. Самовар. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, никелирование. 36х28х24 |
85. Самовар. 1870-е гг. Ф-ка А. X. Матиссена, Москва Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 44х21х27 |
На иллюстрация 86 — самовар «Петух». Одним из его создателей был выдающийся русский художник В. М. Васнецов, предложивший эскиз этого самовара. В 1873 году именно «Петух» получает золотую медаль на всемирной художественной выставке в Вене, где впервые экспонировались русские самовары.
В этом же году в честь «медалиста» была сделана еще дюжина ему подобных (повторов). Следы многих потеряны, но вот местонахождение четырех известно (из картотеки Андрея Андреевича):
три находятся на территории нашей страны (музеи и частные собрания), один — за рубежом, у известного коллекционера предметов прикладного искусства (по происхождению русского).
86. Самовар «Петух». 1870-е гг. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, кость. 22х30х30 |
87. Самовар. Вторая половина XIX в. Москва. Латунь, выколотка, литье, серебрение. 48х27х23 |
88. Самовар. 1870-е гг. Латунь, выколотка, литья, чеканка, гравирование, серебрение. 47х22х27 |
89. Самовар. 1860-е гг. Ф-ка Н. А. Воронова, г. Тула. Томпак, выколотка, литье, чеканка, кость. 42х31х28 |