Логотип

Столовое серебро московских фирм

На московском антикварном рынке сейчас довольно большое количество столового серебра самого разного назначения - от крошечной ложки для соли до крупных тяжелых половников. Их с удовольствием покупают как коллекционеры, так и люди, просто желающие иметь в домашнем хозяйстве красивые добротные вещи.

Большинство этих, теперь уже привычных и необходимых вещей появилось в начале XVIII века. Реформы Петра I в области быта повлекли за собой использование до тех пор незнакомых предметов в убранстве интерьера, в одежде и в сервировке стола. Благодаря широкому распространению новомодных напитков - чая и кофе, а также употреблению в пищу невиданных заморских специй в России появились новые формы посуды. При этом русские мастера не только копировали западноевропейские образцы, но и изобретали собственную оригинальную посуду. Разнообразные чайники, кофейники, подносы, сливочники, чашки, стопы, солонки, судки, миски для супа, перечницы стали привычными в сервировке стола как во дворцах, так и в домах обывателей среднего достатка.

Оставаясь глубоко национальной, русская культура воспринимала поток европейских новаций. Этот процесс коснулся и столовых приборов, которые очень близки в типологии, формах и украшениях к европейским. С середины XIX века в Петербурге и Москве стали продаваться каталоги и журналы европейских и американских ювелирных фирм, специализировавшихся на изготовлении столового серебра. В них помещались рисунки и давались детальные пояснения по использованию каждого новомодного предмета: ножей, десертных и фруктовых вилок, вилок для сыра, спаржи, устриц и рыбы; лопаток для мороженого и пирога, ложек для чая, яиц или сахара, колец для салфеток.

В XIX веке многие мастера, фабрики и фирмы наполнили рынок разнообразными столовыми приборами. В их числе была и знаменитая фирма И.П.Хлебникова, которая производила не только уникальные произведения, но и была крупнейшим в России производителем серебряных столовых приборов во второй половине XIX-начале XX века. Совсем простые, массовые предметы, изготовленные на этой фирме, практически лишенные декора, но отличающиеся чистотой формы и тщательностью исполнения, пользовались большим спросом. Умение привлечь талантливых мастеров и образцово организовать фабричное производств позволяли фирме неизменно демонстрировать в своей продукции богатое и смелое применение разнородной техники и материалов.

В столовом серебре от Хлебникова используются чеканка, литье, живописная эмаль, эмаль по скани, оконная, или витражная эмаль, гравировка, чернь. Время создания большинства изделий - 1870-1917 годы, один из интереснейших периодов в истории художественной культуры России.

Столовое серебро - уникальный материал, который при лаконичности, отобранности декора позволяет наглядно продемонстрировать разнообразие стилистических направлений, характерных для того времени: от русского стиля до стиля модерн.

Таким примером стилизации в русском духе могут быть ложки, вилки и ножи, ручки которых нередко венчают скульптурные мужские и женские фигурки в национальных одеждах, которые служат декоративным целям.

Таковы и предметы дорожного набора, в который входят столовая и чайная ложки, вилка и столовый нож. У всех предметов витые ручки, украшенные жемчужником и заканчивающиеся литым погрудным изображением женщины в русском костюме, с ряснами и бусами, кроме ножа со стальным прямоугольным лезвием с закругленным концом петербургской фабрики Варыпаева, чья ручка заканчивается литым погрудным изображением мужчины с короткой бородой, в косоворотке.

Клейма фирмы стоят на внутренней стороне овальных чашечек у ложек, под зубьями - у вилки, на ноже - в месте перехвата от лезвия к ручке и на самом лезвии. Дорожный набор поступил в ГИКМЗ "Московский Кремль" в 1994 году. Его владелец рассказал, видимо, вполне достоверную историю этого набора, по времени совпадающую с его созданием. Гвардии ротмистр, кавалергард Виктор Николаевич Васильчиков в 1869 году вышел в отставку и, чтобы поправить свое благосостояние, решил жениться. Невесту, Елену Николаевну, ему подыскали в богатой купеческой семье Савельевых, известных в Москве еще с XVII века. Дорожный набор в 1876 году заказал ее отец, купец первой гильдии, московский булочник Иван Савельев к свадьбе дочери и подарил жениху.

Интересны изготовленные на этой же фирме ложки, вилки и ложка-ситечко с плоскими фигурными ручками со срезанным концом, украшенные гравированным узором, имитирующим донца русских прялок, а также четырехзубые, широкие, вогнутые фигурные вилки для спаржи с граненой, расширяющейся к концу ручкой и подвилочником в виде балясины.

Вилки, в зависимости от назначения, делались различной формы и имели разное число зубьев (от двух до четырех). Десертные вилки использовались как для блюд, подаваемых к чаю, так и для фруктов. От столовых они отличались меньшим размером. Ручки у вилок могли быть плоскими, гранеными или округлыми, расширяющимися и закругленными к концу. Чаще всего ручки столовых приборов украшала гравированная монограмма владельца. Это свидетельствует о том, что столовое серебро делалось на заказ и пользовалось широким спросом.

У столовых ложек, как правило, была остроовальная чашечка и слегка выгнутая в средней части ручка, украшенная резным, черневым, эмалевым орнаментом. Десертные и чайные ложки были меньшего размера, с небольшой овальной или круглой чашечкой, с плоской, граненой или витой ручкой. К концу века в их декоре часто применялось цветное золочение. С наружной стороны ложки украшали резными стеблями, бутонами и листьями, характерными для стиля модерн.

Ложки для салата - большие, с овальной чашечкой и округлой граненой ручкой. Украшали их чернью, эмалью по скани, оконной эмалью, надписями вроде: "Наши предки ели, пили просто, дожили лет до ста" или:  "Без соли и хлеба, половина обеда".

Лопатки для пирога - большие и плоские, с приподнятыми боковыми краями и фигурным вырезом у ручки. Ручки у них, как правило, граненые, с перехватами, расширяющиеся к концу.

Лопатки же для рыбы - остроовальные, с расширенной и скругленной к концу ручкой, украшенной изображением одной или двух рыб. Плоскость таких лопаток декорировали резным растительным или геометрическим орнаментом на канфаренном фоне.

Ложка разливательная (уполовник) - большая и глубокая, на длинной плоской или граненой ручке.

Среди предметов столового серебра второй половины XIX века особенной красотой формы и декора выделялись ножи, словно задача украшения этого древнего предмета будила фантазию мастеров-серебряников, и именно в изготовлении самых разнообразных ножей они достигали совершенства. Употребление новых блюд привело к изобретению новых форм ножей: для сыров, устриц, спаржи, специальный нож-держатель для мяса. Отразить весь спектр этих находок в короткой статье просто не представляется возможным!

Если столовые ножи, как правило, весьма лаконичны по декору и примененным техникам, то десертные и фруктовые очень разнообразны.

Столовые и десертные ножи изготовлялись с широким прямоугольным, закругляющимся на конце лезвием и фигурной ручкой, украшенной рельефным растительным узором. Фруктовые же делались с золочеными остроконечными лезвиями, мягко гранеными, расширяющимися к концу ручками, украшенными рельефным орнаментом в стиле модерн. Лезвие и ручка соединялись между собой перехватами в виде балясин.

Фирма И.П. Хлебникова изготовляла как большие столовые комплекты из нескольких сотен предметов для Двора, крупных предпринимателей, гостиниц и ресторанов, так и комплекты на две-три персоны для частных лиц. Изделия всегда упаковывались в красивые большие деревянные коробки, сверху обтянутые кожей, а внутри обитые бархатом. Очень часто фирмы объединялись для выполнения заказов, например, для одного и того же комплекта фирма И.П.Хлебникова делала столовые приборы, а фирма В. Семенова - солонки, стопки, кружки.

Оригинальная ваза для варенья с двенадцатью ложками была выполнена в 1880-е годы на фабрике В.Семенова, которая специализировалась на производстве серебряных изделий с чернью. На внешней стороне ложек чередуются изображения башен Кремля, колокольни Ивана Великого и храма Христа Спасителя. Все предметы отличаются чистотой исполнения, тщательностью отделки и четкостью рисунка.

Величественная панорама Кремля - от Боровицких ворот до Покровского собора со стороны Москвы-реки - изображена на массивном серебряном подносе, исполненном на фабрике А.М.Постникова в 1873 году. Поднос входит в  дорожный набор, состоящий из девяти предметов: чайника, кофейника, сливочника, сахарницы, двух чайных ложек, ложки-ситечка и щипцов для сахара. Этот дорожный набор, украшенный чернью, императрица Мария Александровна подарила леди Кеннеди, жене американского посла в Гонконге, за гостеприимство, оказанное ее сыну, великому князю Алексею Александровичу во время его визита в эту страну в 1872 году. Гражданин Италии Марко Датрино преподнес этот набор президенту СССР М.С.Горбачеву во время его визита в страну в 1990 году.

Русские серебряники заслуженно славились своим мастерством, недаром фирме И.П.Хлебникова, впрочем, как и другим русским фирмам, поручали восполнять старинные сервизы, такие, как "Золоченый", выполненный в 1759-1784 годах мастерами Г.Ф.Эккартом и И.Г.Бломом; "Десертный" - с вензелем Екатерины II, который был сделан по заказу князя Г.Потемкина; "Четвертый походный сервиз", поступивший в Зимний дворец в 1797 году.Для Зимнего дворца фирма И.П.Хлебникова исполнила по старым образцам кофейники, чайники, сахарницы, молочники, ложки для соли - 397 штук, ложки чайные - 965 штук.

Столовое серебро знаменитых фирм и сегодня служит образцом для подражания и объектом собирательства в музейных и частных коллекциях.

"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" 
№ 7-8 (9), 2003 г. 

В начало раздела "Разное">>>