Логотип

Русско-шведское межсезонье

 

Старейший шведский аукционный дом Stockholms Auktionsverk уже давно «разбил» монополию английских аукционов на проведение ежегодных специализированных «русских торгов» и стал новым центром на антикварном рынке русского искусства. По результатам проходящих в течение двух лет торгов этот аукцион можно поставить в один ряд с Christie’s и Sotheby’s.

На 15 марта нынешнего года старейший аукционный дом Stockholms Auktionsverk назначил дату очередных русских торгов. Они были запланированы на начало декабря 2006, но устроители не захотели попасть в затишье после традиционной лондонской «Русской недели» и перенесли свой аукцион на март. Кроме того,Stockholms Auktionsverk обнародовал решение: проводить крупные русские торги два раза в год, в марте и в конце сентября, в период до начала традиционной весенней и осенней «русской недели».

В. Максимов. Утро вдовца. 1883. Холст, масло. 48,0 х 70,5. Эстимейт SEK 600 000–500 000. Stockholms Auktionsverk. Стокгольм, 15 марта 2007

Все история торгов Stockholms Auktionsverk была достаточно успешной. Первый же аукцион русского искусства, проведенный в 2004 г., принес устроителям SEK 30 000 000. Тогда это был очень неплохой результат. В числе топ-лотов, в частности, фигурировали работы И. Айвазовского и Л. Пастернака. Пять работ последнего происходили из коллекции профессора Шарля Пастернака (Лондон), внука художника. Так, картина «Импровизация (Борис Пастернак за фортепиано)», подписанная и датированная (1913), была продана за рекордную сумму SEK 520 000 (около €58 500).

Торги, организованные 9 декабря 2005 г., оказались весьма успешными. Их выручка составила SEK 48 000 000 (около €5 000 00). Топ-лотом аукциона стала работа Э. Липгарта «Портрет императора Николая II» (1896), проданная за €449 000, с удвоением эстимейта. Предполагаемый топ-лот декабрьского аукциона, картина И. Айвазовского «Стокгольм при луне» по итогам оказался только на пятой позиции (€295 000). Его опередили две работы В. Поленова (€330 000 и ¤319 000) и атрибутированная работа последователя И. Айвазовского (¤342 500).

К русским торгам нынешнего года аукционисты подготовились особенно тщательно, учитывая опыт последних продаж и направление развития рынка русского антиквариата.

Во-первых, почти вдвое выросло количество выставленных на торги лотов: на мартовском аукционе их будет четыреста. Во-вторых, ожидается большее разнообразие. Вниманию покупателей будет представлено крупное собрание русского фарфора (Санкт-Петербургского Императорского завода и частных фарфоровых фабрик дореволюционного и советского периода). Все эти предметы предоставлены парижским коллекционером. Кроме того, будут выставлены на продажу изделия из бронзы и серебра, ювелирные украшения, коллекция предметов фирмы Фаберже, мебель, текстиль и книги.

Неоспоримыми достоинствами своей коллекции русских предметов устроители называют отличный провенанс и оптимальную оценку. Много интересных лотов собрано в разделе икон, в частности, небольшое собрание коллекционера из Стокгольма, в котором присутствуют работы Михаила Дикарева. В числе произведений живописи и графики полотна Айвазовского, Шишкина, Левитана, Поленова, а также фантастическая акварель К. Пиратского «Вид галереи 1812 г. в Зимнем дворце» — блестящая работа в акварельной технике.

Топ-лотом устроители торгов называют работу фаворита последней «Русской недели» в Лондоне К. Сомова «Любовники» (не путать с одноименным рисунком, проданным в ноябре на Christie’s). Шведские «Любовники» скромно оценены в пределах SEK 4 000 000–3 700 000. Увидим, оправдаются ли возлагаемые на это полотно надежды. Затем аукционисты решили закрепить успех продажи работ Л. Пастернака и выдвинули в число топ-лотов его картину «Пейзаж с радугой», оцененную в пределах SEK 1 000 000–850 000. Третьим топ-лотом является трогательный сюжет «Утро вдовца» кисти передвижника Василия Максимова. Его оценка — SEK 600 000–500 000. Эта работа долгое время считалась утерянной, но недавно обнаружилась в одном из частных европейских собраний.

Конечно, устроители торгов ожидают довольно много российских коллекционеров. На прошлых торгах Stockholms Auktionsverk аукционеров из России было абсолютное большинство (более 90%). На предстоящих весенних торгах ожидается то же самое. Так что все должно пройти по высшему разряду, «как в лучших домах». 
Иначе и быть не может. 

В начало раздела "Разное">>>