Логотип

Венские Кунштюки

В России частное коллекционирование имеет давние традиции. В XVIII веке коллекционеров называли забытым сегодня словом «курьезы», что в переводе с французского языка (французское «curieux») означало — любопытный. Иногда наряду с серьезными и редкими вещами внимание коллекционера привлекали забавные, шутливые или с неожиданным подвохом (секретом) произведения искусства.

Они назывались на немецкий лад «кунштюками». В конце XIX — начале XX века в разряд таких вещей, которые охотно коллекционировались любителями пооригинальничать, органично вписалась так называемая «венская бронза», выпускаемая художественной промышленностью Австрии. Ее «изюминкой» стала мелкая скульптурная пластика («венская миниатюра»). К примеру, ярко раскрашенные и бесконечно занимательные по художественной интриге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся, насекомых, растений и камерная скульптура из патинированной бронзы, эпатажная в своей эротике, зачастую с «рискованными сюжетами», чрезвычайно популярными в чисто мужской среде.

Звонок дверной «Снегирь». Вена. Начало ХХ. Латунь. Литье, полихромная раскраска

Миниатюрные фигурки анималистического жанра собирали русский писатель и публицист Максим Горький (1868–1936) и композитор, один из авторов первых советских массовых песен, народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899–1978). Из западных знаменитостей с большой любовью относился к венской миниатюре знаменитый американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899–1961). Венскую бронзу — скульптурную миниатюру (анималистику), небольшого размера жанровые композиции в духе «ориенталь», «кабинетную» эротическую бронзу «с секретом» — искренне любили и коллекционировали самые широкие слои населения с начала ее производства в Австрии, с середины XIX века. Именно эти наиболее коммерческие направления в венской бронзе были know-how ее художественной промышленности, не имели конкурентов на мировом рынке и составляли важную статью зарубежного экспорта.

Знаменитая во всем мире, несмотря на свой малый размер, и весьма не дешевая венская мелкая пластика часто преподносится в качестве дорогого престижного подарка. Особенно ценятся подписные изделия венской бронзы — с авторской подписью и клеймами известных ав-стрийских производителей, таких как Берман и Бергман, Петр Терещук и Йозеф Лоренцль. В венской камерной пластике наиболее ценятся изделия не столько в стилевой манере европейской «натуралистической школы», сколько предметы в духе ар нуво и ар деко, которые, несмотря на сильную конкуренцию со стороны французской бронзы, имеют на мировом рынке достаточно высокий ценовой рейтинг.

Однако среди безобидной и совершенно невинной на первый взгляд венской бронзы существовала специфическая категория предметов эротического и откровенно порнографического характера, часто имеющая специальный тщательно скрытый механизм, позволяющий имитировать сексуальные движения человека или животного. Эти «механические забавы», которые можно отнести к своеобразным игрушкам-сувенирам для взрослых людей, крайне редко появлялись в антикварных магазинах Москвы и Ленинграда и поэтому всегда являлись предметом особого поиска коллекционеров.

Венская бронза как новый вид изделий австрийской художественной промышленности ведет свою историю с середины XIX века. Раскрашенные латунные скульптурки зверей, людей, растений и даже бабочек, жуков, мушек или кузнечиков — все эти сувенирного характера предметы, из которых можно было составить очень потешные жанровые сценки, являлись во второй половине XIX века актуальными предметами для украшения домашнего быта. В начале XX века большой популярностью пользовались электрические ночники и настольные лампы со сложным скульптурным декором. Например, прикроватный ночник мог иметь конструкцию в виде фасада средневекового дома из нескольких этажей, на первом из которых размещалась мастерская сапожника, наполненная почти микроскопическими предметами быта и орудиями труда. Часто такие осветительные приборы делали в «восточном вкусе», и тогда они приобретали вид скульптурной композиции, детально воспроизводящей интерьер и экстерьер шатра бедуина в пустыне. Можно было до бесконечности рассматривать и удивляться фигуркам маленьких человечков, занятых повседневными хлопотами, птицам, сидящим возле источника воды, лениво лежащему верблюду и колоритному погонщику в чалме, натуралистично выполненным пальмам, дающим тень и прохладу, и прочему.

У истоков промышленного производства венской бронзы стояло основанное в 1850 году в Вене небольшое предприятие мелкого венского предпринимателя Матиаса Бермана (Mathias Bermann). Именно он первым стал изготавливать на своей фабрике в технике литья маленькие латунные раскрашенные фигурки животных. Сюжеты для мелкой скульптурной пластики и миниатюрных многофигурных композиций брались прямо из жизни. Например, строительство Суэцкого канала в Египте, закончившееся в 1869 году, сделало модной ориентальную тематику. Большое количество скульптурок арабов в яркой, этнографически точно воспроизведенной одежде и скульптурных композиций в виде арабского чаепития или натуралистично воспроизведенных бытовых сцен из жизни арабского Востока (например, отдыха бедуинов в пустынном оазисе) заполнили дома любителей романтики. Персонажи самых известных детских книг, восхищавшие детей и взрослых во всех европейских странах, такие как, например, «Кот в сапогах» Шарля Перро или «Бременские музыканты» братьев Гримм, служили образцами для расширения модельного парка венской бронзы. В частности, в 1857 году было осуществлено последнее прижизненное издание сказок братьев Гримм, в том числе чрезвычайно популярных «Бременских музыкантов». Эти сказочные герои нашли свое воплощение в выпуске целой серии реалистически раскрашенных миниатюрных фигурок животных-музыкантов, в которых любой покупатель мог угадать полюбившиеся с детства образы.

Котенок с плакатом «Венская бронза». Вена. Конец ХХ. Бронза. Литье, полихромная раскраска

Найденные в 1856 году близ Дюссельдорфа останки первобытного человека и выход в свет фундаментального труда Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871), в котором он обосновал свою гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, послужили поводом для появления и впоследствии неоднократного повторения тиража миниатюрных фигурок неандертальцев. В художественной отделке уморительно забавных «древних человечков» (неандертальца с дубинкой, сидящего на ящере, ящера, схватившего за ногу убегающего неандертальца, или ползущего на четвереньках ребенка) кроме реалистической полихромной раскраски находчиво использованы кусочки меха.

В 1902 году была впервые издана одна из самых знаменитых детских книг «Сказки кролика Питера» английской писательницы Беатрис Поттер. Ее рисунки к этой и другим книгам стали кладезем сокровищ для венских художников, которые произвели настоящий бум в промышленном производстве венской миниатюры. По мотивам иллюстраций к произведениям Б. Поттер было изготовлено много прекрасных фигурок животных и сюжетных композиций с их участием. Главными героями реалистически раскрашенных скульптурок стали кот, гусыня, волк, кролик, мышь и лягушка, заслужившие восхищение детей и взрослых во всем англоязычном мире.

Большого успеха во второй половине XIX века в этой области добился другой австрийский фабрикант — Франц Бергман (Franz Bergmann), который стал серьезным конкурентом Матиасу Берману. Скульптура с «секретом» («мужские игрушки»), изготавливаемая Бергманом, обычно представляла собой замаскированную эротическую сценку, скрытую от непосвященного в ее тайну за какой-нибудь безобидной внешней деталью, которая с помощью незаметного для глаза рычага или кнопки раздвигалась или смещалась в сторону, представляя удивленному взору совершенно иную редакцию скульптурного решения. Часто автор модели такой вещицы конструировал ее «эротический дизайн» за счет простого механического разъединения двух деталей, позволявшего скульптуре получить другую, откровенно эротическую версию. Для большего эффекта в таких раскрашенных или патинированных скульптурах отдельные детали нередко вызолачивались.

С эффектом «эротической неожиданности» в предметах-кунштюках европейская публика была давно знакома. У многих любителей пикантных вещиц имелись особого характера статуэтки и безделушки. Например, в мужском кабинете могли находиться немецкие эмалевые табакерки (или табакерки из папье-маше) с двойной крышкой, скрывающей внутри непристойные изображения, французская фарфоровая скульптура в виде чопорных дам с разъемными юбками-кринолинами или русские фарфоровые пепельницы и чернильницы с фигурой спящей под плотной накидкой красавицы, легким движением руки превращающейся в «отдыхающую Венеру». Однако в изделиях из бронзы таких «фокусов» раньше не было; честь введения эротических предметов «с подвижным дизайном» в практику художественного литья принадлежит австрийскому художнику Ф.Й. Стареку.

Несмотря на неприличие некоторых бронзовых изделий (отдельные предметы изображали фаллические символы или порнографические сцены), эти вещи рассматривались в мужском обществе того времени как приятные аксессуары письменного стола или в качестве забавных игрушек для домашнего развлечения молодых холостяков. Подтверждением этому обстоятельству является сохранившаяся камерная скульптура с эротическими сюжетами из собрания музея-заповедника «Царское Село», входившая в состав личной коллекции владельцев Екатерининского дворца. Известным является и факт, что любителями и коллекционерами всевозможных предметов с эротическим содержанием во второй половине XIX века были русские императоры и великие князья, в частности Александр II и Александр III.

Скульптура «Турок, продающий ковер». Вена. Конец ХIХ. Латунь. Литье, полихромная раскраска. Высота 12,0

Чрезвычайно плодовитым и успешным венским художником, широко использовавшим в своих скульптурных работах хрисоэлефантинную технику, был Петр Терещук (Peter Tereszczuk, 1875–1963). Он является сегодня одним из самых ярких представителей этого художественного направления в венской бронзе первой трети XX века. Работы Терещука просты по содержанию и ясны по стилю. Все они выполнены в модерне или в манере ар деко.

Антикварный рынок довольно дорого ценит его работы: так, бронзовая «кабинетная» скульптура в виде элегантной модницы времен 1920-х годов работы П. Терещука, высотой 28–30 сантиметров, со вставкой из слоновой кости (голова и декольтированная часть груди) стоит в пределах 5000–7000 долларов. Чернильница с двухфигурной скульптурой в хрисоэлефантинной технике (высота 21 сантиметр) может быть куплена за 1500 долларов, ножи для писем — за 200–300 долларов, те же ножи, но выполненные с использованием кости, будут стоить 600–700 долларов. Цены на изделия «венской бронзы» Йозефа Лоренцля, также широко популярного скульптора, можно охарактеризовать как вполне доступные для покупателя. Например, бронзовые фигуры танцовщиц на подставке из зеленого оникса или мрамора, высотой от 25 до 40 сантиметров, выполненные в 1920–1930-е годы, стоят (в зависимости от сложности декоративной отделки и необычного ракурса танцевальной позы) в диапазоне от 1600–1900 до 8000–9000 долларов. «Ню» с серебристой патинированной поверхностью на мраморном пьедестале (общая высота 65 сантиметров) оценивается в 9000–11 000 долларов.

В заключение отметим, что на отечественном рынке венской бронзы не так уж и много, поэтому цены на эти изделия на российском антикварном рынке практически приблизились к мировым, а часто и превышают их.

В начало раздела "Разное">>>