Логотип

 

Из-под пепла и патины

2011 - год Италии и он предлагал сразу несколько выставок классического искусства в Москве. Вот самые заметные из них. 

Месть за измену: «Голова Медузы» Лоренцо Бернини

Голова МедузыВ рамках проекта «Выставка одного шедевра» ГМИИ им. Пушкина представлял скульптуру: «Голову Медузы» Джованни Лоренцо Бернини из собрания Капитолийских музеев Рима.

Ведущий скульптор и архитектор XVII столетия Бернини не только повлиял на формирование стиля барокко, но и способствовал изменению облика Рима — ему принадлежат колоннады собора Святого Петра, палаццо Барберини, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, фонтаны Тритона и «Четырех рек».

«Голова Медузы» выполнена им около 1635-1645 годов на популярный сюжет древнегреческой мифологии. Медуза была младшей из сестер горгон, дочерей бога бурного моря Форка и богини пучины Кето. Их тела были покрыты чешуей, вместо волос извивались змеи; всякого, кто встречался с ними взглядом, горгоны превращали в камень. Победить Медузу удалось герою Персею, который подкрался к ней спящей и, глядя на отражение на своем щите, отрубил ей голову. Афина укрепила голову Медузы на своем щите.

В отличие от античности в искусстве Возрождения лицо Медузы приобрело идеально правильные черты. Но Бернини еще дальше ушел от сложившегося канона, выбрав форму портретного бюста. В напряженном лице Медузы и закрученных прядях со змеиными головками проявились новые приоритеты мастеров барокко — динамика и драматизм. Интересный живописный эффект создают разная степень обработки мрамора и оригинальная патина — скульп­тор нанес ее на часть поверхности, как краску на холст.

По мнению исследователей, этот бюст Бернини делал не по заказу, а для себя. В чертах лица Медузы угадывается сходство с Констанцей Бонарелли, женой скульптора Маттео Бонарелли, с которой Бернини связывали романтические отношения. Но Констанца изменила Бернини с его младшим братом Луиджи; узнав об этом, скульптор приказал слуге обезобразить ее лицо и сам пытался убить брата. Вмешаться в конфликт пришлось самому папе Урбану VIII; в результате Бернини был прощен. Он вскоре женился, однако не удержался от своеобразной мести бывшей возлюбленной. Вероятно, спустя какое-то время «Голова Медузы» была подарена им или приобретена в коллекцию знатной семьи Бики. В 1731 году хранитель папских коллекций маркиз Франческо Бики подарил скульптуру Капитолийским музеям.

Между севером и югом: Антонелло да Мессина

Этот мастер Раннего Возрождения будет представлен на выставке в Третьяковской галерее четырьмя работами, которые приедут из сицилийских музеев.

О жизни художника известно немногое. Он родился на Сицилии, в Мессине, осваивал живописное мастерство в неаполитанской мастерской у Никколо Колантонио. Работал в основном на Сицилии и некоторое время в Венеции, оказав большое влияние на венецианскую школу и, в частности, на Джованни Беллини. Одним из первых в Италии он перешел от темперы к масляной живописи, в полной мере раскрыв возможности новой техники и познакомив с ними современных ему мастеров.

Его стиль сформировался в художественной среде Неаполя, которая испытывала влияние не только Тосканы и Северной Италии, но также Франции и Нидерландов. Правящая Арагонская династия привлекала живописцев из разных стран: в неаполитанских коллекциях художник мог видеть работы Яна ван Эйка, Петруса Кристуса, Рогира ван дер Вейдена, французские гобелены и миниатюры. В творчестве Антонелло да Мессины эти разнородные влияния сплавились воедино. Итальян­ская школа дала ему внимание к человеку, спокойствие и величественность образов, крупные формы, знание законов перспективы, интерес к классическому наследию. А из нидерландской традиции художник заимствовал внимание к деталям, тщательность письма и саму технику масляной живописи с ее глубокими насыщенными цветами, передачей света и воздуха. Знакомство с северной школой хорошо заметно в двусторонней работе «Благословляющая Мадонна с младенцем и поклонение францисканца», на обороте которой находится изображение «Се Человек». Полотно приписывается художнику и хранится в Региональном музее Мессины — именно оттуда оно и прибудет в Москву.

Антонелло да Мессина был выдающимся портретистом. И хотя эта грань его творчества не представлена на выставке, в изображении святых Иеронима, Григория и Августина (все — из Региональной галереи Палаццо Абателлис) заметны достижения его портретной живописи. Крупные поясные фигуры святых даны на нейтральном золотом фоне. Художник скрупулезно передает физиономические особенности каждой фигуры, наделяет их живым взглядом, пишет в сложных ракурсах руки, книги и головные уборы.

Сохранившийся город: Геркуланум

В 2010 году Национальный археологический музей Неаполя показывал в Москве произведения античного искусства, найденные в Помпеях. Продолжением этой темы стала выставка сокровищ Геркуланума, которая представлена в Эрмитаже.

Во время извержения Везувия в 79 году н.э. город Геркуланум был залит раскаленными потоками магмы — они равномерно заполнили улицы и дома, «законсервировав» их от воздуха и влаги. Благодаря этому здесь сохранились даже органические материалы — дерево, ткани, свитки папируса. Город случайно обнаружили в начале XVIII века — некий крестьянин, копая колодец, наткнулся на обломки мрамора; французский герцог д'Эльбёф, возглавлявший австрийский полк, стоявший в Неаполе, выкупил территорию вокруг колодца и начал «пиратские» раскопки. Планомерное исследование Геркуланума началось в 1739 году по инициативе неаполитанского короля Карло ди Борбоне, который уже в 1758 году открыл музей этих находок.

Выставка в Эрмитаже представила фрески, бронзовую и мраморную скульптуру, составлявшие художественный ансамбль главного общественного здания Геркуланума — Базилики, бывшей местом суда и торговых сделок. Среди экспонатов мраморные статуи римских императоров I века н.э., сидящего Клавдия и Тита Флавия Веспасиана (младшего) в доспехах. Именно в годы правления последнего и произошло извержение, погубившее город.