Логотип

 

Антикварные камеи

Инталия. ХрустальИнталия. Хрусталь.

Искусство миниатюрной резьбы на драгоценном или полудрагоценном камне или глиптика известно с древнейших времен. Существуют два вида подобных произведений различающихся по способу обработки поверхности камня. Более ранний и традиционный вид – инталии, камни с углубленным изображением. Инталии, как правило, создавались из материала одного цвета и носили практический характер - использовались в качестве печатей.

Наибольшую популярность приобрел другой вид резного камня – камея. Выпуклое, рельефное изображение, давало возможность мастерам, снимая слой за слоем, использовать цветовое богатство камня. Эффектная камея, чаще, чем одноцветная инталия служила именно в качестве украшения - предметов туалета, оружия, мебели, декоративных элементов интерьера.

Август. Начало I в. СардониксАвгуст. Начало I в. Сардоникс.

Искусство резьбы камей получило некогда у археологов наименование “живописи в камне”. Если резьба на более скромных миниатюрных одноцветных инталиях может быть сравнена с графикой, то роскошные многоцветные камеи с их соединением колорита и пластики действительно ближе к живописи. Колористические возможности этого вида глиптики поставили её в особое отношение к живописи: древние предпочитали именно в камеях воспроизводить прославленные картины, обычно хранившиеся в почитаемых святилищах. Полихромные камеи в дактилиотеках античных собирателей, видимо, составляли своеобразные портативные галереи миниатюрных репродукций живописи. В наше время камеи оказываются незаменимыми при реконструкции утраченных станковых работ древних живописцев

Резчики древнейших периодов развития глиптики знали приемы рельефной резьбы, но использовали её сравнительно редко, при скульптурном оформлении то ручки каменной печати, то оборотной стороны скарабея.

Камея Гонзага.Камея Гонзага.
Птолемей II и Арсиноя. Александрия. III век до нашей эры.

Материал здесь, как правило, был одноцветным. Первые создатели камей из полихромного камня (сардоникса) - безымянные александрийские мастера. И уже самые ранние камеи поражают зрелым виртуозным мастерством. Правители из династии Птолемеев, портретированные в этих царственно-роскошных геммах, божества египетского пантеона, орнаменты и система декора - все это не оставляет никакого сомнения в локализации первых мастерских именно в Александрии. Отнюдь не часто в природе встречаются крупные куски агата с правильным чередованием светлых и темных слоев. Редкость минерала, высокая стоимость многолетнего труда талантливого и самоотверженного художника - вот причина того, что крупные камеи чаще всего прославляют властителей древнего мира - тех, кто имел возможность оплатить подобный дорогостоящий заказ.

Изделия, созданные греческими мастерами по заказам могущественных египетских монархов и знати, отмечены тонким художественным вкусом. К эпохе ранних Птолемеев относятся анонимные работы - камея Гонзага и мелкие портретные изображения, к концу же самостоятельного существования могущественной египетской державы становятся известны имена резчиков основавших мастерские.

Август, Ливия и Нерон.Август, Ливия и Нерон.
Рим, I в. Сардоникс. Диаметр 8,3 см

Античная камея по сей день, сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строго вкуса. Главным устремлением резчиков всех последующих эпох было, как можно более соответствовать этому идеалу. И хотя принято считать, что он навсегда останется недостижимым, приблизится к нему, раньше других, удалось итальянским мастерам - ведь их родина была прямой наследницей античных традиций. Италия не только сама пережила в эпоху Возрождения бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII столетия сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии. Последний расцвет этой древнейшей отрасли творчества продолжался недолго - к концу прошлого века резьба по твердому камню практически ушла из художественной жизни европейских народов.