Логотип

Семья косторезов Бобрецовых

Деятельность семьи Бобрецовых приходится на вторую половину XIX века. Эти мастера великолепно владели техникой резьбы по кости, сохраняя при этом традиции старой холмогорской школы. Основатель семьи Михаил Никитич Бобрецов работал в конце XVIII – XIX веках в Верхних Матигорах, где он организовал учебный пункт на дому. Известна костяная икона его работы «Алексей – сын божий».

Декоративная пластина. Работа М.М. Бобрецова. 1880-е гг.Декоративная пластина. Работа М.М. Бобрецова. 1880-е гг.

Четыре сына Михаила Никитича – Иван Михайлович, Федор Михайлович, Александр Михайлович и Василий Михайлович жили и работали во второй половине XIX века в Петербурге. Подписные работы этих мастеров неизвестны.

Пятый сын – Михаил Михайлович – работал во второй половине XIX века в Холмогорах, где продолжил дело отца по занятиям в учебном классе. Известны две его работы – декоративная пластина с рельефным изображением монумента М.В. Ломоносову и подносная тарелка. Судя по резному бортику, небольшая круглая пластина на четырех ножках-шариках должна была находиться под стеклом.

На круглом диске, затянутом голубым бархатом, мастер разместил рельефное воспроизведение памятника Ломоносову работы Мартоса, который был установлен в Архангельске в 1837 году; под памятником справа и слева расположены герб Архангельска и герб Кеми. Эта декоративная композиция создавалась как заказная или подносная вещь, она нарядна, но жестковата по решению – эта черта характерна для работ косторезов русского Севера второй половины XIX века. По-видимому, мастер делал и другие пластины подобного рода. На сельскохозяйственную выставку 1884 года М.М. Бобрецов представил шахматы с фигурками античных воинов.