Логотип

Колыванская шлифовальная фабрика: изделия и мастера

Прямым предшественником Колыванской шлифовальной фабрики, главного центра камнерезного производства на Алтае, была Локтевская шлифовальная фабрика, основанная в 1787 году и проработавшая до лета 1801 года. Небольшая Локтевская фабрика не могла удовлетворить все возрастающие потребности императорского двора в художественных изделиях из камня. В помещении было тесно, что не позволяло совершенствовать механизацию, создавать станки, способные обрабатывать предметы больших размеров. Кроме того, запасы локтевского черного порфира к концу 1790-х годов истощились, а другие месторождения алтайского поделочного камня были удалены от Локтевской фабрики на сотни километров, что создавало определенные проблемы, связанные с транспортировкой тяжелого груза на столь далекие расстояния. Решено было перевести фабрику на место одного из старейших на Алтае заводов – Колыванского медеплавильного завода, закрытого в 1799 году по причине истощения месторождений медных руд.

Кувшин из мясного агата с бронзойКувшин из мясного агата с бронзой. Колывань. Мастер С.Ф. Стрижков. 1802 г.

В 1799-1800 годы разрабатывается и детально уточняется проект новой «шлифовальной мельницы». Работы по проектированию, возведению и оснащению новой фабрики были поручены тому же Ф. В. Стрижкову, который усовершенствовал производство на Локтевском заводе, а в началеXIX века был назначен управляющим новой (Колыванской) фабрикой. Работы включали также модернизацию старых механизмов, в которых быстро снашивавшиеся деревянные детали были заменены металлическими, и внедрение новых, более совершенных машин. Еще в 1795 году, сопровождая в столицу первые изготовленные машинным способом изделия, Стрижков посетил Петергофскуюи Екатеринбургскую гранильные фабрики, опыт которых он использовал при организации производства в Колывани.

Строительство двухэтажного здания (каждый этаж площадью около 600 квадратных метров), установка передаточных механизмов от водоналивного колеса к станкам, изготовление оборудования – все это было осуществлено менее чем за 3 года. В феврале 1802 года была пущена часть фабрики, а к августу она уже действовала на полную мощность.

В отличие от Локтевской мельницы с первых лет работы Колыванская шлифовальная фабрика ориентировалась на создание крупных изделий. Указ Кабинета требовал: «усилить действие сей фабрики и обратить оное к вещам в большом виде и к лучшей отделке оных». Введенные в ходе строительства усовершенствования способствовали как увеличению размеров, так и улучшению качества изделий. Колыванская шлифовальная фабрика стала центром производства разнообразных предметов из различных твердых декоративных камней, которыми богат Алтайский край. Для алтайского камнерезного искусства наступил период расцвета.

После смерти Ф. Стрижкова в 1811 году директором фабрики стал Михаил Сергеевич Лаулин (1775 1835), строитель паровой и водовыливательной машин на Нерчинском и Сузинском заводах. На Колыванской шлифовальной фабрике он построил корпус для изготовления огромных изделий из камня. В своей деятельности Лаулин продолжал традиции Стрижкова; при нем была изготовлена уникальная гигантская яшмовая чаша, которую делала около 15 лет группа мастеров по проекту архитектора А. И. Мельникова.

Ваза из копейчатой яшмы с бронзойВаза из копейчатой яшмы с бронзой. Колывань. По рисунку А.Н. Воронихина. 1803-1804 гг.

Временный спад деятельности фабрики был вызван Отечественной войной 1812 года, в это время в Колывани основную часть продукции составляют колонны, столешницы, пьедесталы.

Колыванская шлифовальная фабрика выпускала изделия исключительно из камня алтайской породы, многие из которых приобрели мировую известность. Особенно популярна была ревневская яшма, красивая и разнообразная по рисунку, с хорошими техническими свойствами. Монолиты этой яшмы иногда достигали грандиозных размеров.

Авторами проектов как каменных изделий, так и их бронзового убранства были видные архитекторы: Дж. Кваренги, К. И. Росси и др. Длительный этап истории Колыванской фабрики связан с именем И. И. Гальберга, который с 1820-х по 1850-е годы разрабатывал проекты камнерезных произведений.

В 1840-50-е годы Колыванская шлифовальная фабрика выполняла заказы Кабинета е. и. в. В это время на фабрике помощником заместителя директора по художественной части был. П. А. Сунгуров. В период его деятельности создавалось много изделий как гладких и полированных, так и украшенных резьбой, причем в 50-е годы XIX века орнаментальный резной декор в самом камне постепенно вытесняет декор из золоченой бронзы.

В середине XIX века к Колыванской фабрике пришла мировая слава. Ее работы получают призы на международных выставках. Уже на первой Всемирной выставке 1851 года в Лондоне все 3 экспоната Колыванской фабрики получили единодушное признание и следующий отзыв комиссии: «Мы не думаем, чтобы столь трудные и так хорошо сделанные произведения были когда-либо исполнены со времен греков и римлян». За участие в выставке фабрика была награждена медалью второй степени. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне «за отличную выделку из твердого камня чаш, чернильниц и прочаго» фабрика получила бронзовую медаль со свидетельством. Изделия Колыванской шлифовальной фабрики выставлялись на Всемирных выставках в 1867 году в Париже, в 1873 году в Вене, в 1893 году в Чикаго; на Всемирную выставку в Париже 1900 года в числе прочих вещей была отправлена ваза из серо-фиолетового коргонского порфира стоимостью 49847 рублей.

Ваза из ревневской яшмыВаза из ревневской яшмы. Колывань. 1840 г.

В художественном отношении продукция Колыванской фабрики второй половины XIX века разнородна. Процесс отхода от классицизма, происходивший в русском декоративно-прикладном искусстве в 1830 40-х годах, в камнерезном деле был замедлен. Известно много примеров повтора ваз и чаш первой трети XIX века в середине и даже в конце столетия. Нередки случаи, когда заказы двора, утвержденные в 1820-х годах, выполнялись лишь в конце 1840-х. Продолжают изготавливаться традиционные для русского ампира формы: вазы-кратеры, треножники.

С середины XIX века в изделиях Колыванской фабрики начинает доминировать орнаментальная и изобразительная резьба по камню, которая демонстрирует исключительные технические успехи в каменобрабатывающем деле. Теперь часто создаются вазы, вся поверхность которых покрыта растительным орнаментом. В последней трети столетия появляются вазы в «восточном стиле», например ваза из серо-фиолетового порфира по проекту управляющего фабрикой И. А. Злобина.

Большинство изделий Колыванской фабрики 1870-1890-х годов отличает изощренная вычурность и техническое выполнение. Из твердого камня с помощью резца изготавливаются ажурные вазы и корзины, переплетенные прутья которых создают иллюзию мягкости. Однако в таких вещах камень иногда утрачивает свою специфику. Заказы Кабинета на монументальные каменные изделия в последней трети столетия почти прекращаются, фабрика изготавливает небольшие изделия на продажу.