Логотип
Бронницкий ювелир

Косторезные работы Осипа Дудина

Одним из наиболее выдающихся мастеров художественной резьбы по кости в России XVIII века был Осип Дудин. Мастер родился в 1714 году в крестьянской семье в Архангельской губернии. Около 1757 года Дудин переехал в Петербург – об этом сохранилась запись в журнале канцелярии Академии наук от 8 октября 1757 года : «Сего числа... крестьянин Осип Христофоров сын Дудин объявил в канцелярию кость кривую, названную им мамонтовою, в которой весу 23 фунта с небольшими, и оную он купил в Мезене в 1756 году в генваре месяце, привезенную из Пустозерска святцами...». Однако основной причиной приезда мастера в Петербург была не продажа кости, а устройство его сына Петра в гимназию при Академии наук. Мальчика приняли в гимназию в мае 1758 года «для обучения математике, рисовальному художеству и французскому языку». Ордер на поступление Петра Дудина в академическую гимназию подписали И. Шумахер и М.В. Ломоносов, который состоял в дружеских отношениях с семьей Дудиных еще на родине.

Кубок декоративный. Работа О. ДудинаКубок декоративный. Работа О. Дудина (?). 1770-е гг.

Приехав в Петербург, Осип Дудин остался там надолго – до 1780-х гг. Он вступил в цех в качестве мастера костяных дел и трудился над изготовлением разнообразных предметов из кости и дерева. В Санкт-Петербургских ведомостях за 1761 и 1764 гг. в разделе объявлений нередко встречается его имя, например: «Костяных дел мастер Осип Дудин делает костяные резные вещи, а именно: шахматы, марки, табакерки, к ножам черенья, шкатулы, баулы, кабинеты из разных дерев, трости, смычки к скрыпкам, и проч... и желающие оныя вещи готовыя покупать или вновь заказывать сыскать его могут на Адмиралтейской стороне у Кроватного ряду в доме санктпетербургского купца Козьмы Томашевского». 
Именно в эти годы Дудин завоевывает своим искусством ведущее место среди петербургских мастеров декоративно-прикладного искусства. Сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют о выплате ему Екатериной II больших сумм за разнообразные косторезные работы, многие из которых были декорированы портретными изображениями. 
Оплата произведений Осипа Дудина иногда даже превосходила суммы, выплачиваемые лучшим придворным ювелирам, в частности – И. Позье. Кроме того, в документах Дудин именуется «вольным мастером костяного цеха», т.е. подчеркивается его личная свобода и независимость.

В числе декоративных пластин с портретами были как малоформатные, так и крупногабаритные изделия, на которых помещались от одного до десятка рельефных изображений в окружении прихотливого орнамента из завитков, раковин и мелких цветочков. Дудин работал, главным образом, в самой сложной технике резьбы по кости – сквозной резьбе, которая требовала особого мастерства и аккуратности исполнения. Часто под сквозную резьбу Дудин подкладывал цветной фон из тонированной кости или фольги. Наиболее выдающаяся работа Дудина в этой технике – огромная декоративная пластина (84х72 см) с 61 изображением русских князей и царей от Рюрика до Екатерины II. Все пластинки с портретами в рокайльном обрамлении и цветочных венках одного размера расположены строгими рядами; сквозная резьба наложена на светло-коричневый фон кости. Портрет Екатерины II находится в центре и превосходит другие портреты размерами.

Кружка с 58 портретными изображениями русских царей и князейКружка с 58 портретными изображениями русских царей и князей. Работа О. Дудина. 1770-е гг.

В 1770-х гг. Дудиным были созданы две кружки, поверхность которых декорирована изображениями русских князей и царей в круглых медальонах среди рокайльных завитков с мелкими цветочками. Сквозная резьба, тончайшая проработка рельефов, моделировка лиц, тонкая фактура кости удачно сочетаются с традиционной формой деревянных и металлических кружек. 
Одна кружек с шестью портретами (от Петра I до Екатерины II) была предназначена «будущим родам на посмотрение» и хранилась в ризнице Соловецкого монастыря.

Другая кружка – с 58 портретами (от Рюрика до Ектерины II) находилась в Кунсткамере; для этой кружки был создан специальный костяной футляр, не сохранившийся до наших дней. Кружка покрыта резным костяным орнаментом в виде рокайльной сетки с круглыми медальонами, в которых расположены рельефные портреты.

Основой для портретов царей и князей на кружках Дудина послужили изображения с лицевых сторон медалей специальной серии из 57 экземпляров, пущенной в обращение в 1772 году (работа на этой серией медалей велась с 1768 года). Резчики по кости охотно пользовались этим источником – об этом можно судить по многим косторезным работам второй половины XVIII века.

Работы Дудина дают возможность оценить не только мастерство резчика, в совершенстве владеющего искусством сквозной резьбы, но и оценить красоту самойкости – ценного и модного поделочного материала. Работы Дудина восхищали его современников.

Последние известия об Осипе Дудине встречаются в документах, касающихся Соловецкого монастыря, где он провел остаток своих дней (умер он около 1785 года).

По материалам статей и книги И.Н. Ухановой «Резьба по кости в России XVIII-XIX веков» (Л., 1981).


В начало раздела "Изделия из камня и кости">>>