Логотип

Екатеринбургская гранильная фабрика в XVIII веке

Екатеринбургская гранильная фабрика была построена на Урале, вблизи крупных месторождений цветного поделочного камня, систематические исследования которых были начаты еще в первой половине XVIII века. Быстрое открытие залежей цветных камней, в особенности мрамора, неподалеку от Екатеринбурга около Полевского и Северского заводов в районе Гороблагодатских заводов ускорило начало фабричной обработки камня. В 1720 году Петр I посылает на Урал В. Н. Татищева, поручив ему управление казенными заводами. Вскоре на реке Исети строится завод и возникает город Екатеринбург.

Ваза. Мясной агат. Екатеринбург. 1780-е ггВаза. Мясной агат. Екатеринбург. 1780-е гг.

В 1726 году на Урал для розыска и обработки камня был прислан пленный швед поручик Реф. В Екатеринбурге, в одном из зданий, принадлежащих горному ведомству, была устроена фабрика по обработке уральских камней. В 1738 году, как это нередко случалось в России, для обучения добыче и обработке камня, главным образом мрамора, был приглашен иностранный специалист – Иоганн Рейнер. Однако в октябре 1746 года приехавший на Урал президент Берг-коллегии Томилов пришел к выводу, что иностранный мастер оказался несведущим в камнерезном искусстве и недобросовестным работником.

В 1746 году И. Рейнер был «по незнанию устройства машин уволен в свое отечество». Томилов приказал устроить для обработки «добываемого на реке Черной белого мрамора» камнерезную фабрику.

Заменил И. Рейнера русский механик Никита Бахарев, который устроил «для разрезывания и шлифовки... водяное действие». Н. Бахарев постоянно занимался совершенствованием механизмов по обработке камня на фабрике, в частности реконструировал резной станок. Новые разрезные и шлифовальные станки строились унтер-шихтмейстером Иваном Сусоровым (1721-1760), учеником Бахарева.

Создание Сусоровым и Бахаревым вододействующих механизмов благоприятно сказалось на развитии камнерезной промышленности Урала. Строительство в Петербурге и пригородах с каждым годом увеличивало потребность в поделочном цветном камне и в художественных изделиях из него. Петрегофская гранильная фабрика, находящаяся слишком далеко от месторождений камня, специализировалась в этот период на изделиях небольших размеров и не могла удовлетворить спрос на архитектурные детали, необходимые для строящихся дворцов. Уральские же фабрики, которые могли справиться с такими задачами, требовали реорганизации и реконструкции. Поэтому, когда в августе 1750 года Иван Сусоров привез в Петербург мраморные поручни и ступени для дворца в Царском Селе, его направили наПетергофскую фабрику «для осматривания мельницы, на которой всякие цветные агатовые и хрустальные камни гранят и шлифуют и разными фигурами отделывают и нутро вынимают».

И. Сусоров, внимательно изучив устройство механизмов на Петергофской гранильной фабрике и ознакомившись с работой мастеров, сделал модели и чертежи фабрики, а потом отправился в Екатеринбург, чтобы создать там подобные «мельницы». Канцелярия Главного заводов правления 25 мая 1751 года приказала по приготовленному в Петербурге Сусоровым чертежу построить на Урале камнерезные фабрики и «по сделании на оных точить и шлифовать и разными фигурами обделывать каменья и прочие разные штуки делать». Канцелярия требовала, чтобы все машины изготавливались в полном соответствии с представленными Сусоровым моделями и в кратчайшие сроки.

Ваза из ямской яшмы с бронзойВаза из ямской яшмы с бронзой. Екатеринбург. По риснку А.Н. Воронихина. 1801-1802 гг.

Усовершенствовав оборудование Екатеринбургской гранильной фабрики, Сусоров обратился в канцелярию Главного заводоуправления сибирских и казанских заводов с рапортом, в котором предложил реконструировать и Северскую фабрику как не отвечающую уже более потребностям времени и не справляющуюся с заданием. Предложение было одобрено. Всего в 12 верстах от Северского завода находились залежи мрамора, доставка его с места добычи к месту обработки была очень удобной. Постройка Екатеринбургской и Северской фабрик продвигалась довольно успешно: за строительством первой наблюдал лично Сусоров, за строительством второй – его помощник Сунгуров. При Екатеринбургском заводе фабрика была пущена в действие 9 декабря 1751 года, а при Северском – 30 декабря 1751 года.

Одновременно с развитием камнерезной промышленности на Урале продолжались поиски сырья.

В 1765 году президент Академии художеств И. И. Бецкой подал Екатерине II доклад, в котором предлагал послать на Урал экспедицию по розыску цветных камней, назначив ее командиром находящегося в Канцелярии от строений генерал-майора Я. Данненберга. Приказом Екатерины II экспедиция была утверждена. Вместе с Данненбергом на Урал прибыло 30 мастеров с Петергофской гранильной фабрики и два мастера-итальянца – братья Тортори, с которыми с 21 октября 1764 года во Флоренции был заключен контракт на 3 года.

Особое внимание уделялось разработке мрамора в Горнощитском селении, поскольку мрамор требовался в больших количествах для строительства в Петербурге и пригородах. После находки дополнительных месторождений мрамора и чтобы не привлекать к мраморным работам мастеров Екатеринбургской гранильной фабрики, Данненбергом в 1765 году было решено организовать специальный Горнощитский мраморный завод.

Первые разведки экспедиция проводила около Екатеринбурга и за Горнощитским селением, однако постепенно круг поисков расширялся: отправлялись в Оренбургскую губернию, в Верхотурский уезд, в Черемисскую, Аятскую, Мурзинскую и другие волости. В результате деятельности экспедиции было открыто много новых месторождений мрамора, яшмы и других цветных камней, заново были разработаны прииски, открытые ранее. В техническом оснащении фабрик после их преобразования Сусоровым не произошло существенных изменений, и даже когда в 1773 году внутреннее устройство шлифовальной фабрики сгорело, оно было «исправлено и приведено в прежнее состояние». Технические новшества стали внедряться в производство на Екатеринбургской гранильной фабрике только в XIXвеке, вместе с административными реформами.

Ваза из уразовской яшмыВаза из уразовской яшмы. Екатеринбург. Начало XIX века.

К концу XVIII века на Екатеринбургской фабрике сложилось основное ядро мастеров, их искусство переходило из поколения в поколение. Процесс формирования кадров мастеров уральских фабрик был довольно сложным: часть мастеров, приезжавших из Петербурга, навсегда оставалась на Урале, а часть посланных на обучение не возвращалась обратно. Ученики из Екатеринбурга посылались на Петергофскую гранильную фабрику, но обучались и на месте. В 1769 году на Урал «приехали для обучения камнетесного художества» Михаил Горяинов и Никита Яковлев. М. Горяинов с 1757 года учился в Московском университете, откуда в 1762 году был отправлен в Московскую горнотехническую контору в команду архитектора К. Бланка, у которого обучался архитектуре. Н. Яковлев начал службу с 1758 года в ведомстве Конторы строений сначала «рисовальным», потом «механическим», а с 1765 года архитекторским учеником при архитекторе Волкове. Горяинов и Яковлев, а также Тимофей Зимин (еще один «архитектровский ученик») были отправлены для обучения «каменотесному» искусству к мастеру-итальянцу Ж.-Б.Тортори. Однако уже в 1786 году ученики отправили Я. И. Данненбергу письмо, в котором жаловались на невнимательное к ним отношение. Данненберг направил учеников к В. Тортори.

В Екатеринбурге в центре обработки твердых пород цветного камня работали талантливые мастера Семен Ваганов и Иван Патрушев. Ваганов разъезжал по Уралу, отыскивая новые залежи поделочного камня, наблюдал за обработкой мрамора и твердых камней. Прежде чем стать во главе Екатеринбургской фабрики, Ваганов реконструировал устаревшие либо пришедшие в негодность машины.

Первоначально, как и Петергофская фабрика, уральские фабрики изготавливали изделия маленького размера – табакерки, пуговицы. После того как в конце 1730-х – начале 1740-х годов были найдены залежи мрамора, этот материал занял основное место в работах фабрик. Из него делали самые простые вещи: ступени для лестниц, столбы, колонны, составные и монолитные плиты для столов. Впоследствии эти работы стали выполняться на Горнощитском заводе. За отсутствием опытных мастеров-скульпторов такие изделия, как капители колонн, гирлянды и др. архитектурно-орнаментальные детали, там только обсекали вчерне и в таком виде отправляли в Петергоф, где более опытные мастера их заканчивали. Выработку ваз на уральских заводах начали только в 1782 году под руководством мастера И. Патрушева.

В середине XVIII века в Екатеринбурге кроме изделий из мрамора делаются первые шаги по обработке твердых пород и изготовления из них различных художественных предметов. В 1750 60-х годах расцветает мода на табакерки, к каждому костюму полагалась определенная табакерка, выполненная из самых разнообразных материалов: металла, кости, фарфора и проч. На Урале в больших количествах изготовлялись каменные табакерки.

В 1754 году ученики на Екатеринбургской «мельнице» под руководством И. Сусорова работали над изделиями более сложными по своим формам, чем табакерки, чарками и подносами разных форм из темно-зеленой яшмы и др. Освоение техники обработки твердых пород камня продолжается и в последующие годы под наблюдением С. Ваганова. В 1769 году уже обрабатывались небольшие круглые чаши из красного агата, голубых и черных яшм. В эти годы впервые встречаются сведения о том, что чаши делались «с выемкой нутра», т. е. полые. В производстве встречались и неожиданные изделия, например столовые ложки из красной яшмы.

Ваза из орской яшмыВаза из орской яшмы. 1805 г. Екатеринбургская гранильная фабрика.

С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью переходит на обработку только твердых пород. В начале сентября 1782 года из Петербурга был получен приказ об изготовлении ваз и специальные рисунки. Для каждого рисунка подбирались подходящие камни, главным образом яшмы темных, сдержанных цветов. Классицизм с его культом четкости и архитектоничности форм определяет стиль уральских изделий 1770 80-х годов. В середине XVIII века произведения уральских мастеров еще не играли такой роли в убранстве интерьера, как в завершающие век десятилетия, когда интерьеры украшают каменные статуи, вазы, торшеры. В 1780-х годах фабрика в Екатеринбурге начинает создавать каменные вазы, которыми прославилась история русского камнерезного дела.

Наибольший расцвет производства на Екатеринбургской гранильной фабрике относится к первой половине XIX века. В эти годы каменные вазы, чаши, обелиски и торшеры создавались по проектам крупнейших российских архитекторов. Лучшие изделия фабрики неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Европе, получали высшие награды.

Наиболее искусные камнерезы Екатеринбургской гранильной фабрики конца XVIII – начала XIX века – Фирс Юдинович Налимов и Василий Остафьевич Коковин (1760 1818). Их имена сохранились в архивных документах, но не в подписях.

Ф. Налимов в 15-летнем возрасте поступил на фабрику учеником каменотесного дела. Спустя несколько лет ему поручили наблюдать на приисках за производством работ, а в 1796 году доверили руководить и обучать учеников по классу «резного художества». Члены семьи Налимова работали на фабрике с первых лет ее основания и в течение более 100 лет.

В. Коковин также в 15 лет поступил на Горнощитский мраморный завод учеником-камнерезом, а в 1782 переведен на Екатеринбургскую фабрику. За время работы на фабрике В. Коковин стал известен как опытный камнерез и изобретатель. В 1790-х годах он даже изобрел новую машину для художественной обработки каменных изделий, успешно затем использовавшуюся в работе фабрики.

Дальнейшее развитие каменного производства на Екатеринбургской гранильной фабрике в XIX веке связано с именами А. С. Строганова, проведшего ряд административных преобразований и технических усовершенствований, а также с именами сыновей Ф. Налимова и В. Коковина, ставшими, как и их отцы, выдающимися мастерами фабрики.