Логотип

Изделия Горнощитского мраморного завода в XVIII и XIX вв

Первыми изделиями, изготовленными в конце 1720-х годов на Урале, были мелкие предметы из твердых пород – мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя и др. С открытием и началом разработки новых месторождений мрамора на первое место в обработке камня выходит мрамор, сохраняя это место до самого концаXVIII века. На изделиях из мрамора специализировался Горнощитский мраморный завод.

Я. Коковин. Проект вазы из белого мрамора. 1820-е ггЯ. Коковин. Проект вазы из белого мрамора. 1820-е гг.

Разработкам горнощитского мрамора на Урале уделялось особое внимание. Первоначально он разрабатывался в одной яме, и хотя к 1765 году ее затопило, вода была откачана и разработки возобновились. В это же время были найдены и другие месторождения мрамора рядом с прежним. «По большой благонадежности и особенной доброте мрамора в каменоломнях Горнощитских учрежден в 1765 году генералом Данненбергом и Горнощитский мраморный завод».

В первые годы существования фабрик на Урале ими изготавливались изделия, простые по своим формам, главным образом мраморные доски для столов. Кроме того, изготовление мраморных изделий было наиболее простым по технике. Добытые мраморные глыбы разрезали гладкими железными пилами, вместо наждака использовался кварцевый песок с водой.

Внутренность ваз и чаш из мрамора высекалась железными инструментами. Мраморные изделия обтачивались ручными машинами с помощью кварцевого песка, а окончательная доработка проводилась теми же машинами, но с использованием пемзы.

Успехи и достижения уральского камнерезного искусства тесно связаны с развитием русской архитектуры. Главный заказ, который выполнялся на Горнощитском заводе в XVIII веке, мраморные изделия для различных архитектурных сооружений Петербурга (Зимнего дворца, Смольного монастыря), Петергофа и Царского Села. В. Растрелли, один из первых архитекторов в России, вводит в архитектуру как важный элемент уральский цветной камень. В 1755 году в Царском Селе были построены Катальная горка и Грот, пол и площадка которых были выстланы белым уральским мрамором. В 1771 году началась работа уральских мастеров над галереей из синего мрамора для Царского Села по проекту архитектора В. Неелова под руководством В. Тортори. Для галереи создавались базы к колоннам, к тумбам, балясины, колонны, капители, шары, цоколи, архитравы, фризы, арки. Ряд крупных заказов был выполнен уральскими мастерами в 1760 1770-х годах для больших столичных построек, в т. ч. для Зимнего дворца. Особо стоит отметить заказ для Мраморного дворца А. Ринальди, начатый в 1771 году.

Во второй половине XVIII века уральские камнерезы изготавливали из мрамора не только крупные архитектурные детали, но и предметы внутреннего убранства, в частности столешницы прямоугольные, квадратные, овальные восьмиугольные, шестиугольные из разных сортов камней. Под руководством С. Ваганова, например, изготавливались из «черного камня, называемого по урочищу смоленским», столовые полуциркульные доски, но главным материалом был уральский мрамор. Часто в Петербург с Урала отправлялись только одни столешницы, к которым в столице более искусные резчики приделывали подстолья. В 1779 году подстолья с украшениями для столов Зимнего дворца изготавливал известный «резного дела» мастер И. Дункер, а за ходом работ следил архитектор Ю. Фельтен.

В конце XVIII века делаются первые попытки изготовления мозаичных столовых досок, о чем свидетельствуют рисунки и проекты. Небольшие каменные плиты образуют орнаментальное изображение, скупое по краскам и лишенное каких-либо фигуративных элементов. Уральские столешницы становились своеобразной коллекцией природного камня. Наряду со столешницами мастера все чаще работали над другими формами, призванными украшать интерьер: каминами, вазами, чашами. Для уральских работ из мрамора характерно растущее разнообразие форм и цветов изделий. Вазы делались из белого, зеленого, синего и желтого мрамора. Мраморные вазы, как и изготавливавшиеся прежде детали архитектурного декора, создавались по рисункам и шаблонам, присланным из Петербурга.

И. Гальберг. Проект вазы из белого мрамораИ. Гальберг. Проект вазы из белого мрамора. 1830-е гг.

В 1770-х годах в уральское камнерезное искусство все настойчивее проникают художественные формы, свойственные русскому классицизму: пирамиды, обелиски и проч. Рост мастерства горнощитских рабочих дал возможность в 1780-х годах начать работу над декоративной мраморной скульптурой и рельефами по старинным гравюрам. Кроме того, совершались попытки выполнить скульптуру не только в мраморе, но и в других материалах, в частности из серпентина. Начальство экспедиции поддерживало эти начинания, т. к. при разработке мраморных месторождений и добыче больших мраморных глыб оставались и не шли в дело куски камня, вполне пригодные для изготовления небольших скульптур. По-видимому, уральские мастера пробовали высекать из камня даже портреты: так, сохранились сведения, что в 1778 году уральскими мастерами был выполнен мраморный барельеф Петра I, а примерно через год Михаил Горяинов изваял из полевского белого мрамора портрет И. И. Бецкого.

Важной фигурой на уральских заводах в XVIII веке был Михаил Колмогоров, который фактически руководил всем мраморным производством на Урале. Колмогоров начал службу в 1764 году архитекторским учеником, а впоследствии проявил себя как прекрасный организатор и знаток камня. Так, в официальном рапорте сказано: «...Где находились два мастера итальянца, те места он один заступает с примечаемой пользой». Под его присмотром выполнялись наиболее ответственные заказы для Петербурга.

В начале XIX века на Горнощитском мраморном заводе выпускается еще довольно много мраморных изделий. Производство начинает сокращаться в 1830-х годах, а к 1850 60-м почти совершено прекращается.

Живописное богатство уральских мраморов с разнообразными рисунками и узорами используется в XIX веке еще разнообразнее и совершеннее, чем в XVIIIстолетии. На изделия Горнощитского завода шел мрамор из самых разных месторождений: серый с белыми полосками, белый с черными прожилками, желтоватый с черными и белыми прожилками, темно-зеленый, светло-зеленый, темно-красный, брекчиевидный и проч. Президент Академии художеств А. С. Строганов был очень высокого мнения об уральском мраморе, в особенности о белом полевском. «Сей мрамор весьма мало уступает итальянскому, которые ныне... с таким трудом и в весьма малых кусках доставать можно...», писал он.

Весной 1801 года в Петербург отправили большую партию мраморных архитектурных деталей. Это была последняя крупная партия архитектурных деталей, сделанных для Петербурга на Урале: в последующие годы их количество уменьшилось – вместо этого на Горнощитском заводе все больше делали каминов и пьедесталов. Над мраморными каминами мастера работали на всем протяжении первой половины XIX века: если сначали камины делались только белыми, то с 1830-х годов стали выпускаться камины главным образом из цветных мраморов. Для этой эпохи вообще типично использование мрамора разных цветов: например, белая колонна с цоколем из синего или желтого мрамора. Камины покрывались богатой декоративной резьбой: венками, масками, листьями аканта, розетками, гирляндами. Особенно обильно украшались камины из белого мрамора.

Значительный раздел творчества уральских мраморщиков составляло изготовление пьедесталов и ваз. Некоторые из них делались по рисункам архитектора И. Гальберга, скульптора А. Теребенева и др. Художественные вазы из мрамора, как правило, по своим формам напоминали вазы античности и эпохи Возрождения и были лишены бронзового убора. Элементы декора мраморных ваз – листья аканта, маски, львиные головы и лапы – высекались прямо на поверхности вазы.

Мраморные вазы нередко напоминают яшмовые – такое сходство объясняется тем, что иногда вазы из разного материала делались по одному и тому же рисунку. Однако наряду с орнаментальной резьбой мраморных ваз, повторяющих резьбу ваз из других пород камней, в них присутствует и новое, характерное только для художественной обработки мрамора, – сюжетные изображения: сцены из античной жизни, игры, хороводы. Работа над такими рельефами продолжала традицииXVIII века, попытки еще тогда создать скульптурные произведения из уральского мрамора.

Уральские мраморные вазы получили очень широкое распространение; многие из них были отправлены в Эрмитаж, а в 1850-х годах – в Петергоф. В первой половине XIX века в художественной обработке мрамора часто отдается предпочтение станковым формам, мастера создают скульптурные релеьфы и портретную круглую скульптуру. Во второй половине и конце XIX века происходит дальнейшее развитие скульптуры малых форм из уральских цветных камней и мрамора, особенно скульптуры анималистического характера.