Логотип

Художественные изделия из кости в России

Кость – едва ли не самый первый материал, который стал использовать человек. Уже в находках времен палеолита встречается множество изделий из кости, как бытовых, так и декоративных. Из кости делали наконечники стрел и копий, ножи, иголки; зубы и слегка обработанные кости животных вешали на шею, как украшение. На кости гравировали изображения различных животных и сцены охоты. Кость, как декоративный материал нашла широкое применение в Древней Греции и Риме, а особенно – в средневековой Европе, где из нее делали разнообразные предметы культа: ларцы с накладками на темы библейских сюжетов, кресты, дарохранительницы, иконы и проч. В эпоху Возрождения костью украшали предметы мебели, из нее делали всяческие безделушки, рукоятки оружия. В XVII-XVIII вв. искусство резьбы и гравировки по кости было черезвычайно популярно в Европе: кость использовали в ювелирном искусстве, при изготовлении светской и церковной утвари, костью даже инкрустировали приклады огнестрельного оружия.

Икона XVI века в серебряном окладе XVII векаИкона XVI века в серебряном окладе XVII века.

Искусство художественной резьбы по кости в России также имеет глубокие традиции. Еще в XII веке прославился некий «резчик из руссов», исполнивший чернильницу, резьбу которой византийские авторы сравнивали с резьбой работы легендарного греческого мастера Дедала, родоначальника скульптуры вообще. Навыки резьбы по кости и орнаментальные узоры, ставшие впоследствии традиционными, вырабатывались постепенно.

Искусство резьбы по кости особенно высоко было развито в древнем Новгороде; вместе с новгородскими переселенцами мастерство художественной обработки кости пришло на Север, где обилие под рукой соотвествующего материала способствовало процветанию этого искусства. Русский Север – один из древнейших центров косторезного искусства в стране.

Мастерство русских косторезов подтверждают сохранившиеся резные из кости панагии, иконки, кресты, отдельные бытовые предметы XIV-XVI вв. С XVI века через русский Север проходили торговые пути на Запад и Восток. Через Холмогоры и Архангельск англичане, голландцы, немцы и французы везли товары в Москву, по Волге переправлялись к берегам Персии. В XVIII-XIX вв. Холмогоры были одним из главных экономических центров Севера России, который вел торговлю как на внутреннем, так и на внешних рынках. Художественной резьбой по кости занимались холмогорские, сольвычегодские и великоустюжские мастера. Костяными изделиями русской работы восхищались многие иностранцы, приезжавшие в Московское государство в XVI-XVII вв. Отдельные сохранившиеся произведения сопоставимы по сложности композиции и тонкости работы с художественной резной костью московских и северо-русских мастеров XVI века.

В XVII веке искусство резьбы по кости на Севере заметно совершенствуется, свидетельством тому являются постоянные вызовы мастеров в мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Самой прославленной была семья Шешениных, которые украшали узорчатой гладкой резьбой из травных орнаментов различные бытовые предметы из кости – ларцы, гребни и др. Кроме того, они принимали участие в реставрации трона Ивана III, украшенного рельефными костяными пластинами, и выполненного в XV веке греческими мастерами. Часть этих костяных пластин со временем была утрачена, и Шешинины заново вырезали их. В XVIIвеке Москва была центром художественной культуры, где концентрировались лучшие русские и иностранные мастера самых разных специальностей. Московская Оружейная палата являлась своеобразной школой, в которой приезжие мастера совершенствовали свои навыки, и откуда они привозили мастерство, возвращаясь на родину.

Ларец-теремок. XVII-XVIII ввЛарец-теремок. XVII-XVIII вв.

В XVII веке из кости делали гребни, ларцы, различные шкатулки, шахматы, посохи и другие предметы, необходимые в церковном и светском быту.

Для изделий из кости конца XVII – начала XVIII века наиболее характерны ларцы-теремки с откидными крышками, которые обычно украшались сквозной резьбой растительного характера, в которую вплетались архитектурные мотивы, вазы и даже человеческие фигурки. Фоном для резьбы служила цветная фольга или слюда с окрашенной в яркий тон бумажной подложкой.

Медные накладки-крепления, которые держали костяные накладки, использовались мастерами как декоративный элемент общей композиции. По-видимому, многие из этих ларцов создавали мастера Оружейной палаты – в пользу такого предположения говорит типично московский барочный характер их декоративной орнаментации. Рельефная резьба этих ларцов близка узорной резьбе по дереву того же времени, все изображенные элементы крупномасшатбны. Характерным примером может служить ларец-теремок конца XVII – начала XVIII века с пышным растительным орнаментом в технике сквозной резьбы. Для большей декоративности под пластины подложена золоченая фольга. Скосы крышки украшены масками чудовищ, подобных тем, которые часто в XVIIвеке встречаются на западноевропейской мебели. Переосмысление заимствованных мотивов обогащало композиции.

Ларцы такого типа, удовлетвоврявшие запросам искусства барокко, создавались мастерами-косторезами как в Москве, так и на Севере России. Покупателями такой продукции были бояре, воеводы, богатые купцы, зажиточные крестьяне – косторезные изделия получали распространение в различных слоях общества. В зависимости от назначения вещи и материального благосостояния ее потребителя ларцы бывали простыми и скромными по обработке, а, следовательно, достаточно дешевыми, или же более сложными по замыслу и исполнению, а значит – дорогими. В богато декорированных костяных ларцах хранили драгоценности и предметы женского туалета. Мастера всегда старались учитывать особенности маетриала, а также гармонично сочетать декор с формой предмета, который он украшает.

Шкатулка. Начало XVIII века. ДетальШкатулка. Начало XVIII века. Деталь.

В XVII веке русские косторезы в своих изделиях достигли высочайшего уровня мастерства. Лучшие традиции древнерусского косторезного творчества были переняты и развиты холмогорскими мастерами XVII-XVIII вв. 
Холмогоры – древнейший из центров утонченного искусства резьбы по кости, которое в других центрах, особенно – столичных, приобретало новые черты. В костяных изделиях северо-русских мастеров XVIII века наиболее ярко сказались черты стиля барокко, в то время как в косторезных работах холмогорских и др. мастеров XIX века появляются и расцветают классицистические особенности, сменившиеся в середине столетия тяготением к эклектике. Своеобразный вариант костяной мелкой пластики – нижегородские ножи с резными костяными черенками, которые выделывались в мастерских на землях Шереметевых в XVIII веке и бойко продавались в Москве и Петербуре.

Своим косторезным искусством, особенно – токарным мастерством, прославились петербургские мастера XVIII-XIX вв.; многие из петербургских мастеров были уроженцами Холмогор и других косторезных центров русского Севера, переселившихся навечно или временно работавших в столице. После своей поездки на Север и в Европу Петр I необычайно увлекся резьбой по кости. Он реорганизовал этот вид прикладного искусства, улучшив условия для его развития. Сам он вырезал несколько вещей, в том числе табакерку. Издавна кость в качестве поделочного материала использовали сибирские народы, которые делали из кости, главным образом, охотничьи и рыболовные принадлежности, художественной резьбой они стали заниматься гораздо позже. Яркая местная школа косторезного искусства образовалась в XIX веке в Сибири , куда традиции художественной резьбы по кости пришли вместе с мастерами-косторезами, переселившимися с русского Севера. В конце XIX века появились первые мастерские по художественной обработке кости в Тобольске, где резчики изготовляли мундштуки, курительные трубки, ящички, шкатулки и др.

По материалам статей Л.И. Якуниной, В.М. Василенко и книги И.Н. Ухановой «Резьба по кости в России XVIII-XIX веков» (Л., 1981).