Логотип

Камнерезные изделия из родонита в России XVIII-XIX веков

Родонит или орлец – второй по значению после малахита камень Урала, из которого изготовляли крупные декоративне изделия: чаши, вазы столешницы, письменные приборы и прочее.

Назвние минерал получил от греческого слова «родос» - роза или розовый. В химический состав родонита входит большой процент марганца, который и придает этому минералу своеобразный цвет. По поводу происхождения русскоязычного названия родонита - «орлец» - отечественные исследователи еще не пришли к соглашению.

Торшер из орлеца. 1833 гТоршер из орлеца. 1833 г. Екатеринбургская гранильная фабрика.

Цвет родонита алый, малиновый, розовый, иногда – с сероватым оттенком. Камень был известен еще в Древней Руси и назывался «баканом» и «рубиновым шпатом». Окраска родонита неравномерная: в массе камня очень красивые ярко-красные участки встречаются рядом с менее яркими, переходящими в более темные буро-красные тона. Цвет родонита зависит от количества в нем других минералов: чем их меньше, тем чище и красивее родонит. Для родонита характерны прожилки и дендриты окислов марганца черного цвета. На розовом фоне тонкие ветвящиеся черные прожилки образуют сложные и красивые рисунки и узоры, иногда – пейзажи. Встречаются разновидности родонита, похожие на ленточную яшму, с чередующимися черными, коричневыми, серыми и розовыми полосами. Родонит хорошо полируется и довольно легко обрабатывается.

В небольших количествах в природе родонит встречается довольно часто, однако, для промышленного камнерезного производства необходимы крупные месторождения. Два открытия крупных месторождений родонита, обеспечивших на долгие годы производство родонитовых ваз, чаш, торшеров и проч., были сделаны в России в XVIII и XIX вв.

Первое коренное месторождение родонита было открыто на Урале в конце XVIII века в 25 километрах от Екатеринбурга около деревни Седельниково. Его в 1792-97 годах нашел крестьянин Никита Партин. В конце XVIII – начале XIX века Кабинет е.и.в. предписывал «стараться добыть сколь возможно большие куски орлеца и для этого вести работы осторожные, чтобы не раздроблять каменьев в месторождении, а обойдя его, по возможности, с нескольких доступных сторон добычею посторонних окружающих пород кварца, марганца и прочих приготовить монолиты орлеца для отторжения, к которому приступить под надзором благонадежного мастера». В 1858 году на Седельниковском месторождении была найдена глыба родонита весом 1000 пудов. В течение 10 лет по рисунку академика М.А. Шурупова из нее была изготовлена гигантская чаша весом 135 пудов и высотой 88 см. На изготовление чаши было затрачено 38 000 золотых рублей.

Забота об увеличении запасов добываемых самоцветов – непременное условие поддержки и развития камнерезного производства. Кабинет и дирекция Екатеринбургского завода прилагали усилия к поиску «розового орлеца высокого цвета», выделяя деньги и организуя поисковые экспедиции. В 1874 г. крестьяне села Белоярского обратились на Екатеринбургскую гранильную фабрику с заявлением о том, что они нашли обширные залежи родонита на реке Пушкарихе. Выехавшая на место комиссия сделала заключение о высоком качестве камня в новом месторождении, однако потребности в нем пока не было – еще не исчерпано было Седельниковское месторождение. Через 3,5 года новое месторождение было расчищено. Комиссия пришла к выводу, что новый родонит ни в чем не уступает родониту с прежнего месторождения; начались активные разработки.

В первой половине, а особенно, в середине XIX века родонит широко использовался в русском камнерезном искусстве. Из него изготовляли торшеры с канделябрами, обелиски, вазы и чаши. Всемирно известны торшеры из родонита высотой 2,8 м. Овальная ваза из родонита (высота 85 см, диаметр 185 см), изготовленная на Урале, выставлялась на Всероссийской выставке в Петербурге в 1870 году. В Петропавловском соборе хранится саркофаг массой 7 тонн, выточенный из цельной глыбы родонита массой 47 тонн. Из родонита делали обелиски, торшеры и проч. Известны родонитовые торшеры работы Я. Коковина (1833 г.) и Г.Налимова – 1863 г.

В XVIII-XIX вв. в России из родонита как на камнерезных фабриках, так и частными мастерами было выполнено огромное количество крупных изделий и мелких поделок. Принципиальная трудность работы с родонитом обусловлена его твердостью, требующей специальных инструментов и приемов обработки. Порою внешне цельный, без видимых дефектов монолит имеет внутренние трещины или включения мягких минералов, которые вскрываются уже в процессе обработки камня. Таким образом, в начале, середине и даже в конце работы изделиемогло быть выбраковано.

Родонит использовался и для облицовочных работ: им облицовывались камины и части интерьера. Из родонита вырезались такие крупные изделия, как вазы и канделябры. Родонит также оказался отличным камнем для изготовления всевозможных флаконов, печатей, чернильных приборов, накладок, пресс-папье, подсвечников, пепельниц, вставок, обложек для записных книг, набалдашников тростей и зонтов, рамы для зеркал и фотографий, пасхальных яиц. Особенно популярны были абажуры из просвечиивающих родонитовых пластин. Во второй половине XIX столетия в России модно было иметь орлецовые звонки на парадных дверях, а также орлецовые тарелки, ножи и ложки с черенками из родонита. Из родонита же в конце XX века часто делали запонки, сережки, броши, кольца, браслеты.