Логотип

Костяные изделия сибирских мастеров XVIII-XIX вв

Искусство резьбы по кости, прочно укоренившееся на Севере России, оказало воздействие на развитие этого вида художественного творчества и в Сибири, где в изобилии добывали бивни мамонта и моржовую кость. Кость добывали на побережье и переправляли в сибирские города, оттуда в Москву и за рубеж – в Китай, Персию и др. страны. На протяжении XVII-XIX вв. кость была крайне привлекательным товаром для вывоза. В 1660-1662 гг. в Москву с берегов океана были привезены «кости рыбьи» - 339 пудов; в 1839 году из Сибири было вывезено 800 пудов моржовой и 12000 пудов мамонтовой кости; в 1840 году – 300 пудов моржовой и 1310 пудов мамонтовой кости.

Гребни. Первая половина XIX векаГребни. Первая половина XIX века.

Наличие кости побуждало мастеров заниматься ее обработкой – с древнейшего периода сибирские народы использовали кость для создания всевозможных хозяйственных и охотничьих предметов. Из кости делали рыболовные крючки, ножи, остроги, копья, охранные амулеты и проч. Все подобного рода вещи были простых форм, как правило, без декоративной орнаментации. В процессе изготовления простейших вещей складывались определенные навыки работы с костью. Однако, прошло немало времени, прежде чем возникла местная художественная школа резьбы по кости в Сибири. Решающим оказалось влияние переселенцев с Севера России: на резьбу Якутии повлияли художественные традиции резьбы Холмогор и Сольвычегодска.

Развитие культурных связей привело к тому, что уже в XVIII веке в сибирских изделиях из кости наряду с древним орнаментом и религиозной скульптурой появляется довольно много сюжетных изображений и портретов.

Еще в конце XVI века переселенцы из Холмогор, Вологды, Пустозерска, Москвы, заселяли сибирские земли. Обнаруженные материалы свидетельствуют о развитии многих ремесел, в том числе – резьбы по кости. В 1620-х гг. из Мангазеи и Енисейска русские промышленники и служилые люди по Тунгуске и Ангаре прокладывают путь в Прибайкалье и Якутию; в 1630-х гг. возникает большое количество опорных пунктов на Лене, Вилюе, Алдане, а в 1640-х гг. – на берегах Охотского моря. В 1641 году образовалось Якутское воеводство, куда целыми семьями переселяются крестьяне, служилое и посадское население из Холмогор, Устюга, Мезени и др. Они создавали основу старожильческого русского населения в Якутии и Прибайкалье XVII века.

В XVIII веке особенно много русских жило в Якутском уезде, административный центр Якутск приобрел со временем значение торгово-промышленного и культурного центра. В среду якутского населения, в среду городского ремесленного круга в значительном количестве попадали русские, в частности, холмогорские косторезные произведения искусства. По-видимому, в Якутске первыми профессиональными резчиками по кости были русские, т.к. сохранившиеся произведенияXVIII-XIX вв. по стилю почти неотличимы от работ косторезов русского Севера. По композиции и характеру декора предметы соответствуют северным, но создавались они с учетом местного заказчика. Со временем якутские резчики осваивают технологию художественной резьбы и вырабатывают свой характер трактовки изобразительных и орнаментальных мотивов.

Одним из самых ранних датированных предметов является прямоугольный гребень 1743 года, на котором изображены лев, единорог, два пылающих сердца и надпись: «Кого люблю того дарю. Якутск» и инициалы «П.М.П.». Такие надписи были обычными на русских подносных вещах жениха невесте или невесты жениху. Единорог, лев, крылатый грифон, кентавр – образы, прочно вошедшие в художественное творчество мастеров русского Севера XVII века и сохранявшиеся вплоть до первых десятилетий XVIII века. В резной кости якутских мастеров эти фантастические образы получили свое дальнейшее развитие. Низкий рельеф и сквозная резьба по своему характеру восходят к аналогичным приемам, используемым холмогорскими мастерами. На момент прихода переселенцев в Якутию в 1630-е гг., там существовал развитый шаманский культ и тотемические верования.

Подчасник. Первая половина XIX векаПодчасник. Первая половина XIX века.

Популярными изобразительными мотивами в якутских работах были кони. У народа, который жил охотой и скотоводством, конь служил олицетворением благополучия семьи и всего общества. В соответствии с легендой, сначала был сотворен конь, из него – получеловек-полуконь, а лишь затем – человек. Не менее часто использовался образ орла, который олицетворял собой высшее божество света, возродителя природы. Эти изображения украшали различные костяные изделия якутских мастеров. 
С проникновением христианства в Сибирь, с учреждением в 1731 году Иркутской епархии, в искусство стали проникать некоторые изобразительные элементы православной религии. В Якутской резьбе появились кресты на алтарях, фигурки парящих ангелов, шандалы со свечами, которые вводились в обычную сюжетно-орнаментальную резьбу, свойственную якутам. При этом старые мотивы по-прежнему сохранялись.

Излюбленной в творчестве якутских косторезов была жанровая тематика, как промысловая, так и связанная с национальными обрядами. Распространенное в среде якутов шаманство долгое время запрещало изображать человека, лишь в начале XVIII века с постепенным переходом якутов в православие запрет утратил свою силу. Однако, якутские косторезы XIX века предпочитали геометрические узоры сюжетным изображениям, хотя жанровые композиции разрабатывали с несомненным интересом.

Якутская школа резьбы по кости сложилась в XIX веке. Спецификой ее изделий явилась характерная тематика изображений, связанная с древними мифологическими представлениями, обрядовыми и бытовыми сценам. На костяных коробках, ларцах, гребнях встречаются всевозможные жанровые сценки. Одним из элементов композиции часто является коновязь, которой в быту отводится важное внимание, ее ставят на видное место и украшают резьбой. Для изделий якутских косторезов характерна монументальность, неделимая цельность предметов. Рельеф – основа резьбы; прорезь имеет место только лишь в скромной растительной орнаментации. Пластичность линий, четкая ритмика, отказ от излишней орнаментальности создают ощущение цельности, особой композиционной завершенности. Подкладывание фольги (красной, голубой) под сквозную резьбу перенято, скорее всего, у холмогорских мастеров, которые стремились к цветовому насыщению произведения.

В круг зарисовок косторезов Якутии довольно прочно вошли образы служилых людей, которые были посланы русским правительством в Сибирь для охраны вXVII-XVIII вв. Мчащийся всадник – казак, курьер, ямщик – был характерным элементом декора изделий из кости.

Жанровые промысловые сценки знакомили зрителя с повседневными занятиями якутов – охотой, бегом на лыжах, ездой на собаках, стрельбой из лука. Подобные композиции оплетались растительным орнаментом или подчеркнуто строгим геометрическим узором. К 1840-м гг. относится подчасник со сценами охоты – в эти годы якутские мастера уже в совершенстве овладели искусством резьбы по кости. Якутские подчасники напоминают по форме не только русские холмогорские подчасники XVIII века, но и туалетные зеркала. Часы – роскошь, доступная в XVIII-XIX веке не многим; это предмет для зажиточного горожанина.

Ларец с объемными фигурками у основания. 1889 г.Ларец с объемными фигурками у основания. 1889 г.

Территориальная близость к странам Востока определила кратковременное воздействие восточной культуры на якутскую костяную пластику. В декоративной резьбе подчасников 1840-1850-х гг. использованы сюжеты в китайском стиле: жанровые сценки на фоне пагод и восточных пейзажей.

Творчески перерабатывая воспринятое, якутские мастера создавали произведения искусства с многообразными декоративными мотивами. Таковы парадные ларцы конца XIX века. Один из них, прямоугольной формы с откидной крышкой, украшенной костяными фигурками львов, вазами и двуглавым орлом.

Стенки и крышка ларца покрыты сквозной резьбой геометрического характера. На прямоугольном основании у стенок ларца расставлены объемные фигурки: собачья упряжка, охотник с зайцем, нарты и т.п. На скосах крышки посвятительная надпись: «1889 года Якутск в знак благодарнсоти и любви». Учитывая особое назначение подобных ларцов, якутские косторезы старались проявить при их создании все возможности своего мастерства.

В творчестве якутских косторезов с течением времени выработалась скупая и удивительно четкая манера резьбы. Ритмичность и гармония плоского рельефа и сквозного узора стали необычайно характерной чертой искусства якутских мастеров XIX века. Некоторые якутские косторезы пробовали свои силы и в объемной резьбе: так, в 1876 году было выполнено воспроизведение восьми башенного острога XVII века. К началу XX века продолжали работать по кости лишь отдельные мастера, произведений этого времени сохранилось очень мало.

По материалам книги И.Н. Ухановой «Резьба по кости в России XVIII-XIX веков» (Л., 1981).