Логотип

Лазурит в камнерезном искусстве России и Европы

При изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства основным конкурентом малахита, в России XIX века был лазурит. Этот минерал стоил намного дороже, спрос на него был более стабилен, чем изменчивая мода на малахит, а популярность - значительно шире. Кроме того, лазурит ценился как дорогой и труднодоступный материал, отправлявшийся из Афганистана в европейские страны и достигавший России лишь в незначительных количествах. Из лазурита, как из дорогого материала делали, главным образом, не очень большие предметы – в отличие от малахита, , из которого изготовляли колонны, ванны и проч. и которым оформляли целые гостиные. Для камнерезной промышленности России XVIII века лазурит был почти недосягаем.

А. Лютин. Проект вазы из лазурита. 1830-е гг.А. Лютин. Проект вазы из лазурита. 1830-е гг.

Современное название этого минерала появилось в XVIII веке. До этого материал, использовавшийся в декоративных целях с древнейших времен, и транспортировавшийся из Афганистана с большими сложностями в Китай, Египет, Рим и Византию, иногда назывался сапфиром. Так, Плиний Старший писал в своей «Естественной истории»: «сапфир также сверкает пятнами, подобными золоту. Он тоже лазурного цвета...». В Италии лазурит называли lapis lazuli, во Франции – pierre d’azur.

Цвет лазурита варьируется от нежно-бирюзового до ярко-синего и фиолетового. Окраска лазурита зависит от присутствия серы: в ярко-синем минерале ее содержание – 0,5-0,7%. При нагревании лазурит приобретает густой темно-синий цвет. В армянских книгах XVII века написано, что «настоящий драгоценный лазурит только тот, который 10 дней может пробыть в огне, не теряя своего цвета».

Лазурит из разных месторождений отличается по своему цвету и характеру вкраплений В лазурите из Бадахшана сияют искорки вкарплений пирита. Лазурит с берегов озера Байкал – синий камень с разных оттенков белыми пятнами и полосами, сплетающимися в красивые узоры. Известный специалист по минералам А.Е. Ферсман в начале XX века писал: «Яркий и сверкающий при дневном свете, лазурит становится темным и мрачным при свечах и электричестве. Недаром его красота ценилась больше всего на юге, где роскошь и пышное убранство были рассчитаны на солнечный свет. Однако байкальский лазурит хоршо и при вечернем освещении, в нем к синему цвету примешиваются фиолетовые оттенки, хорошо гармонирующие со светлыми пятнами известняка и слюды».

В Древнем Египте, Китае, Месопотамии, Средней Азии, Греции и Риме из лазурита изготовляли амулеты, ювелирные украшения, статуэтки, а также ярко-синюю краску. Лазурит был известен и в Древней Руси. Источником для всего мира от древности служило Бадахшанское месторождение, где лазурита добывали до 200 пудов в год. В 1820-е гг. Бадахшан был захвачен и разорен, лазуритовые копи пришли в запустение, однако, в 1842 году копи были восстановлены.

В эпоху Возрождения из лазурита вырезали чаши, вазы и другие декоративные изделия. Однако, он по-прежнему считался редким камнем, т.к. его добывали только в Афганистане. Открытие лазурита в России относится к концу XVIII века. Работы из отечественного лазурита выполнялись, главным образом, в 1810-1850-х годах. Это были и произведения из цельных кусков, и вещи, выполненные в технике «русской мозаики», которую к лазуриту применили впервые именно российские мастера. В 1785 году залежи лазурита были найдены около озера Байкал, а 1851 году Григорием Марковичем Пермикиным было открыто 7 коренных месторождений лазурита в верховьях реки Слюдянки и на реке Малая Быстрая. В России из лазурита в XVIII и XIX веках изготовляли прекрасные вазы и столешницы, кольца, броши, серьги, кулоны, бусы, пепельницы.

Байкальский лазурит стал поступать на отечественные камнерезные фабрики в больших количествах после открытия в 1851 году его дополнительных месторождений. Уже в 1850-х гг. из байкальского лазурита на Петергофской гранильной фабрике были изготовлены две вазы формы «Медичи» из этого лазурита с богатым бронзовым убором (парные к ним вазы были сделаны на том же заводе из малахита).

Несмотря на огромные залежи отечественного цветного камня, ввоз его из-за рубежа не прекращался: в частности, активно ввозился и использовался для создания изделий бадахшанский лазурит из Афганистана, который ценился за его особенный глубокий синий тон (байкальский лазурит имел более светлый оттенок). Немало произведений из бадахшанского лазурита было выполнено на Екатеринбургской гранильной фабрике.