Логотип
Бронницкий ювелир

Локтевская шлифовальная фабрика: изделия и мастера

Созданию камнерезного центра на Алтае предшествовал длительный период изучения природных богатств этого края. В частности, самые ранние сведения о цветных камнях были собраны в 1744 - 1745 годы управляющим Тульским оружейным заводом А. Беэром, возглавлявшим Комиссию по исследованию рудных месторождений. Уже весной 1745 года на Алтай была отправлена крупная экспедиция, доставившая в Петербург образцы поделочных камней. В 1760 - 70-х годах на Алтае побывало еще несколько экспедиций, которые в числе прочих работ занимались сбором сведений о месторождениях цветного поделочного камня.

Ваза из коргонского порфира с бронзойВаза из коргонского порфира с бронзой. Локтевская шлифовальная фабрика. 1789 г.

В связи с сокращением выплавки серебра на Колывано-Воскресенских заводах в 1785 году на Алтай для реорганизации дела по приказу Екатерины II был направлен начальник горного управления П. А. Соймонов. 
Собранная им коллекция образцов алтайских камней была отослана в Петербург и вызвала столь оживленный интерес, что появилась идея не только добычи на Алтае цветного поделочного камня, но и организации там центра по его обработке.

В январе 1786 года П. А. Соймонов сообщает начальнику Колывано-Воскресенских заводов Г. С. Качке: «Изустно ея императорское величество высочайше указать мне соизволила, чтобы стараться о сыскании тех мест, где поднесенные мною описанные выше сего каменья находятся и когда удостовериться будет можно о месте пребывания их, то учредить каменную ломку и шлифовальную при заводах фабрику для обрабатывания колонн, вазов, столов каменных и других сим подобных приборов».

Таким образом, в 1787 году на реке Алее при Локтевском меде- и сереброплавильном заводе, недалеко от того места, где были обнаружены месторождения черного порфира, была основана шлифовальная фабрика для обработки художественных изделий из цветного камня. Весной того же года в малоизученные районы Алтая были снаряжены 9 поисковых партий, в задачи которых входило «изыскание цветных камней, пригодных для обрабатывания колонн, вазов, столов». Наибольших успехов достигла партия, которую возглавлял П. И. Шангин; всего экспедицией было выявлено 145 проявлений цветного камня. Шангин оставил подробное описание маршрута экспедиции с характеристиками открытых им коргонского, хаир-куминского и других месторождений. Вторая поисковая партия, во главе с Ф. Риддером открыла месторождение яшм, названное потом риддерским, а также месторождения еще 50 пород камней. Итоги работы остальных 7 партий были менее успешными. Тем не менее к концу 1787 года в результате организованных поисков и случайных находок на Алтае было открыто 210 разновидностей поделочного камня. В 1789 году было обнаружено месторождение ревневской яшмы камня, получившего мировую известность; в 1807 году – белорецкого кварцита. Таким образом, найденные на Алтае месторождения цветных поделочных камней составили необходимую сырьевую базу для организации камнерезного производства.

Весной 1786 года под присмотром А. Голбина начались разработки черного порфира, а в 1787 году – коргонских порфиров. Одновременно с этим летом 1786 года при Локтевском заводе началось строительство «шлифовальной мельницы» по образцу Петергофской. Руководили постройкой специально присланные на Алтай с Петергофской гранильной фабрики мастера М. Денисов и П. Бакланов. На двух яйцеобразных вазах из брекчии, созданных на Локтевской фабрике, сохранилась надпись: «Колыванских заводов 1788 г. М. П. Бакланов». Среди первых «гранильных учеников» новой «мельницы» были Алексей Басманов, Иван Толстов, Иван Окулов, Степан Попов, Филипп Стрижков, братья Г. и П. Мурзинцевы и др. В октябре 1786 года был утвержден первый штат шлифовальной мастерской. Она была самостоятельным предприятием, но подчинялась начальнику Локтевского завода В. С. Чулкову. Общее руководство фабрикой осуществлял Кабинет е. и. в., по заказу которого и создавали изделия.

Ваза из риддерской брекчииВаза из риддерской брекчии. Локтевская шлифовальная фабрика. 1794 г.

Сохранилось более 250 вещей, исполненных на Локтевской шлифовальной мельнице с 1788 по 1801 год. Начиная с первых лет существования, основной продукцией фабрики были вазы и чаши, создававшиеся для украшения парадных интерьеров. Кроме того, мастерская выпускала пьедесталы, камины, колонны, столешницы, пресс-папье. Ранние алтайские изделия были сравнительно небольших размеров (не более аршина, т. е. 71 см в высоту), что определялось как запросами Кабинета, так и ограниченными техническими возможностями мастерской. Часто вещи создавались парами.

Самые ранние вазы Локтевской фабрики имеют полуяйцевидную форму, позже утверждается удлиненная яйцевидная форма. Материалом служил камень темных глуховатых тонов и однородного строения – локтевский черный порфир, красный и фиолетовый порфиры, темно-кофейная яшма. Простые по форме изделия с гладкой отполированной поверхностью позволяли выявить природную красоту камня.

Такие формы не только отвечали эстетике классицизма, но и были продиктованы трудностью обработки твердых пород камня. Золоченая бронза в локтевских изделиях или вообще отсутствовала, или использовалась скромно.

Все основные операции по добыче и обработке камня производились преимущественно вручную; маленькая Локтевская шлифовальная фабрика не справлялась с потоком заказов, невыполненными оставались предписания Кабинета самых первых лет. Заслуга механизации процесса камнеобработки, которая позволила сократить сроки выполнения заказов, удешевить продукцию и повысить ее качество, принадлежит Филиппу Васильевичу Стрижкову (1768 - 1811), который поступил на Локтевский завод в 1784 году и обучался камнерезному делу у П. Бакланова. В течение 1792 года он разработал проект «сверлильной машины», пущенной уже в ноябре 1793 года. Если раньше камень отпиливали вручную, максимально приближаясь к нескольким точкам будушей поверхности, потом по шаблону обсекали долотом и после этого ручными «терками» шлифовали и полировали, то теперь все эти сложные стадии обработки камня делали машины. Ранние вазы, как правило, были цельные, без «вынутого нутра». С изобретением машин появилась возможность высверливать внутреннюю полость. Технические нововведения Стрижкова ускорили обработку камня примерно в 10 раз; кроме того, существенно возросло качество изделий. До его изобретений обработка камней была делом очень трудоемким и долгим: ручной труд и минимальное использование примитивной техники позволяли изготавливать лишь незначительное число каменных изделий, а производство художественной каменной вазы растягивалось на годы. Таким образом, к концу XVIII века технология механизированной обработки каменных вещей была фактически освоена, был накоплен большой опыт.

Локтевская шлифовальная фабрика функционировала до лета 1801 года, после чего была переведена в Колывань и стала называться Колыванской шлифовальной фабрикой. Локтевская фабрика не могла удовлетворить все возрастающие потребности императорского двора в художественных изделиях из камня, для этого было необходимо расширить производство. Кроме того, в помещении лесопильни, где находилась мастерская, было тесно, что не позволяло совершенствовать механизацию, создавать станки, способные обрабатывать предметы больших размеров. Основная причина перевода фабрика заключалась в ее удаленности от главных месторождений поделочного камня, запасы же локтевского черного порфира к концу 1790-х годов истощились. Решено было перевести фабрику на место одного из старейших на Алтае заводов – Колыванского медеплавильного завода, закрытого в 1799 году по причине истощения месторождений медных руд.


В начало раздела "Изделия из камня и кости">>>