Логотип

Изделия из малахита в России XVIII-XIX веков

Название минерала «малахит» происходит от греческого «маляхэ» - «мальва», окраска листьев которой похожа на цвет этого минерала. Малахит издавна привлекал внимание людей – в Египте из него изготовляли камеи, амулеты, укаршения; в Древней Греции малахитом декорировали интерьеры. Но особенную популярность малахит получил после открытия месторождений на Урале в XVIII веке. Впервые малахит был открыт в предгорьях Урала в 1635 году, однако, тогда он использовался для выплавки из него меди. Окиси меди в малахите содержится до 72 %, поэтому он первоначально использовался не как поделочный камень, а как медная руда.

Письменный прибор. Мастерские магазина «Никольс и Плинке». 1820-е ггПисьменный прибор. Мастерские магазина «Никольс и Плинке». 1820-е гг.

Обнаруженный на территории России еще в XVII веке, малахит стал одним из наиболее известных и любимых цветных камней еще в 1780-90-х гг., когда на Гумешковских рудниках были найдены крупные глыбы малахита весом до 1500 кг. Малахит находили как в виде мелких кусков, так и в виде больших глыб; иногда встречались особо крупные экземпляры: например, на руднике «Меднорудянск» была обнаружена глыба малахита весом в 25 тонн. В 1810-1814 гг. в районе Нижнего Тагила одна из экспедиций обнаружила еще более богатые, чем гумешковские, залежи малахита. С этого времени малахит бесперебойно поступал на отечественные камнерезные фабрики.

После открытия уральских медных рудников малахит стали добывать там в больших количествах. В XIX веке на рудниках в Меднорудянске и Гумешевске ежегодно добывали до 80 тонн камня от светло-зеленой до темно-зеленой окраски. В 1835 году быда добыта глыба до 250 тонн, в 1913 году – более 100 тонн.

Окраска русского малахита очень богата по оттенкам: от светло-зеленого и голубоватого до густо-зеленого с черным отливом. Не менее разнообразны природные узоры малахита: струйчатые, ленточные, звездчатые, лучистые, концентрические.

В России уже в конце XVIII столетия малахит стал активно применяться для облицовки больших плоскостей. Из мелких кусков малахита низкого качества изготовлялись великолепные краски, которые использовались как для художественных, так и для малярных работ. До революции 1917 года в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле крыши многих особняков красили малахитом в синевато-зеленый цвет. Малахит высокого сорта шел на изготовление ваз, чаш, столешниц и колонн. Русскими мастерами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, называемый «русской мозаикой», при котором куски малахита распиливались на тонкие пластинки и из инх подбирался рисунок, наклеивавшийся на металлическую или мраморную форму. Рисунок подбирался настолько точно, что изделия кажутся изготовленными из цельного куска малахита. Екатеринбургская и Петергофская гранильная фабрики достигли высокого художественного уровня в изготовлении «русской мозаики» из малахита. В этой технике мастера выполняли и мелкие поделки, и крупные предметы мебели и архитектурные детали. На Петергофской фабрике в XIX веке были выполнены 2 массивных торшера высотой по 3 метра в неоготическом стиле со стержнем покрытым тонким слоем малахита и богато украшенным бронзовым орнаментом. Торшеры предназначались дл Готического зала Зимнего дворца. Из малахита и лазурита создавались настольные украшения в виде архитектурных памятников и даже целые комплексы, включавшие в свой состав столы, вазы, осветительные приборы.

Туалет настольный из малахита с бронзойТуалет настольный из малахита с бронзой. Петербург. Мастерская С. Модерни (?). 1826 г.

Изделия из русского цветного камня, а особенно – из малахита, пользовались в начале XIX века большим спросом как в России, так и за границей. В частности, их использовали в качестве дипломатических подарков русского двора. Например, в 1808 году из Петербурга в подарок Наполеону была отправлена ваза прямоугольной формы из темно-фиолетовой яшмы, малахитовая круглая плоская чаша на бронзовом треножнике, две полуколонны из малахита и две столовые доски для столов-консолей. Доставка этих ценностей в Париж была доверена поручику фельдъегерского корпуса Прохницкому и «каменных дел подмастерью из Колывани». Подарки везли на четырех особых повозках. Многие изделия русских камнерезов из малахита разошлись по свету, вызывая восхищение у всей Европы. Они украшали дворцы французского, прусского, баварского, английского королей, замки английских лордов, Сикстинскую капеллу, различные дворцы и коллекции Европы.

Первая половина XIX века – золотой век малахита. В эти годы на первое место на мировом рынке выходит уральский малахит. Удачно сложилось так, что в эти годы возникли серьезные проблемы с поставками основного конкурента малахита - бадахшанского лазурита. Н.Н. Демидов скупал малахит на Гумешковских рудниках, вывозил и продавал в Европу для мозаик и ювелирных изделий, а готовые вещи продавал в России. Его дело продолжил А.Н. Демидов и нажил огромное богатство.В XIX веке в Петербурге появился ряд мастерских, соперничавших с Петергофской гранильной фабрикой в создании изделий из малахита. В частности, Английский магазин «Никольс и Плинке» в своих мастерских выполнял большие работы из малахита: среди прочих изделий там были созданы малахитовые колонны для иконостаса Исаакиевского собора высотой свыше 9 метров. Открылась мастерская бронзового и мраморного дел мастера Стефано Модерни, который брал больше заказы на изготовление малахитовых столешниц и ваз, оправленных бронзой. Уже в 1827 году малахитовые изделия можно было купить и в магазине «И. Мартин Анизапсель и Компания» у полицейского моста на Невском проспекте в Петербурге.

В 1830-1840-х гг. малахит становится самым любимым и модным камнем в России, его используют не только для оформления интерьеров, но и для изготовления ювелирных украшений. Обладателями лучших малахитовых залежей Урала были владельцы уральских рудников Демидовы. Демидовы организовали свои камнерезные мастерские по обработке малахита и изготовления из него художественных изделий. На Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году они выставили малахитовые вазы, мебель, двери из малахита и бронзы «над которыми работали тридцать мастеров целый год – день и ночь», как подчеркивалось в каталоге выставки. Во дворце, выстроенном О. Монферраном на Большой Морской улице в Петербурге был создан целый малахитовый зал с колоннами и пилястрами, облицованными малахитом, с малахитовой мебелью, вазами и другими декоративными вещами.

В середине XIX века мода на малахит начала проходить. В 1850-х годах прекращает работать фабрика А.Н. Демидова. Малахитчики Английского магазина «Никольс и Плинке», мастерские Модерни и Трискорни занимаются, главным образом, реставрацией изделий из малахита. Изредка продолжают работать с алахитом столичные мастерские ювелиров Верфеля, Фаберже, мастеров по бронзе Штанге, Крумбигеля, Шпергазе.

Несмортря на сокращение производства малахитовых изделий в столичных мастерских и на казенных заводах в середине XIX столетия, в России второй половиныXIX века продолжает создаваться большое количество художественных изделий из малахита. Изделия из малахита пользуются большим спросом среди представителей среднего слоя населения. Во второй половине XIX столетия Екатеринбург становится центром кустарной обработки малахита.

В 1860-80-е гг. в России из малахита изготовляли множество небольших вещей мастера-одиночки, которые продавали изделия перекупщикам или сдавали их в магазины. Главным образом это были «наборы», малые и большие. В «малый набор» входили малахитовые перстни, ожерелья, кулоны, зааколки, браслеты, пудреницы, табакерки, диадемы, запонки. В придачу при покупке набора в магазинах дарили малахитовые яйца. В «большой набор» помимо всего перечисленного входило зеркало в малахитовой оправе, малахитовые шкатулки для драгоценностей, декоративные вазочки, подсвечники, пепельницы, бювар. Наиболее распространенными изделиями из малахита в 60-90-е годы XIX века были шкатулки и ларцы. Их внутренняя поверхность отделывалась лакированным деревом или ярким атласом, а с внутренней стороны крышки подклеивалось зеркало.

Изделия из малахита высоко ценились в XIX веке и пользовались большим спросом. Меднорудянское и Гумешковское месторождение на сегодняшний день практически полностью выработаны. Несмотря на то, что месторождения малахита были открыты в Африке, Южной Австралии и США, по цвету и красоте узоров малахит из этих местоождений значительно уступает уральскому. Уральский малахит – самый ценный на мировом рынке, а антикварные изделия из него во много раз превышают по своей стоимости старинные изделия из малахита других месторождений.