Логотип

«Русская мозаика». «Флорентийская мозаика»

Среди прочих произведений камнерезного искусства особенно прославились изделия отечественных мастеров XVIII-XIX веков технике так называемой «русской мозаики». В этой технике изготавливали вазы, чаши, столешницы, главным образом, из таких хрупких и слоистых, но при этом дающих очень выразительный рисунок на срезе, пород камня, как малахит и лазурит.

Ваза из малахита в технике русской мозаики. 1843 г.Ваза из малахита в технике русской мозаики. 1843 г. Екатеринбургская гранильная фабрика.

При изготовлении художественного изделия в технике русской мозаики работа начиналась с того, что из простого камня (мрамора, змеевика и др.) делали точную форму будущего изделия на которую потом наклеивали заранее приготовленные тонкие плитки из лазурита или малахита, толщиной несколько миллиметров. Причем, наклеивали так, чтобы рисунок одной плитки по возможности совпадал с рисунком другой, чтобы получался общий красивый рисунок, а швы между отдельными пластинами были бы незаметны. В качестве клеящего вещества употребляли олово, а для малахитовых пластинок – особую мастику с малахитовым порошком.

После наклеивания пластинок, изделия шлифовали и полировали: лазурит – как все твердые породы, малахит же шлифовали не наждаком, а мелкозернистым песчаником и «английским камнем» (особым тонким глинистым сланцем).

Полировали малахит тоже по-особому: пережженной и мелко истолченной костью, а затем – порошком из пережженного с крепкой водкой оловом с добавлением серы. В зависимости от формы оклеенные вещи обрабатывались вручную или на круглом ходу.

В технике «русской мозаики», изобретенной во второй половине XVIII века, русские мастера изготовляли огромные столы, чаши, вазы и целые колонны, используя не только малахит и лазурит, но и такие твердые породы камня, как разнообразные яшмы. Приемом оклейки изделий из простого камня пластинками дорогих пород пользовались и западноевропейские мастера, однако в России его активно использовали для декора вещей с закругленной поверхностью – ваз, колонн, и проч., чего не было в европейской практике. Особенно прославились изделия в технике русской мозаики, которые создавали в конце XVIII – первой половине XIX века мастера Екатеринбургской гранильной фабрики.

Кроме «русской мозаики» отечественные мастера освоили и трудоемкую технику «флорентийской мозаики», при которой предметы декорировались орнаментальным или фигуративным изображением, составленным из камней разной породы и окраски. Это могли быть растительные и геометрические орнаменты, изображения растений, птиц и зверей, архитектурные пейзажи и ландшафты, сюжетные изображения на темы античной мифологии и проч.