Логотип

Костяные портреты работы Якова Серякова

Судьба известного костореза XIX века Якова Серякова тесно связана с Петербургом. В начале XIX века из Костромской губернии в Петербург прибыл для ведения мелкой скобяной торговли в Апраксином дворе оброчный крепостной Памфил Серяков с двумя братьями. Вскоре Серяков перевез в Петербург и остальных членов семьи, поскольку дети должны были приобщаться к делу, изучать тонкости ведения торговых операций. В 1830-е годы Серяковы уже числились «санктпетербургскими мещанами».

Один из сыновей Памфила Серякова, Яков Серяков (1818 года рождения) с 1824 года помогал отцу в Петербурге, однако, не столько в торговле, сколько присматривался к скобяным товарам и технике их изготовления. Вскоре талантливый Яков начинает пробовать свои силы в изготовлении поделок из разных материалов. Впоследствии он прославился своими хитроумными замками с секретом. Здесь же, в лавке отца, Яков начал резать по кости, которую однажды случайно нашел в доме. Первой его работой был автопортрет, который, к сожалению, не сохранился, хотя сохранилась его оценка современниками. Как отмечалось уже гораздо позже в «Русском художественном листке» 1862 года, в этом портрете присутствовало удивительное сходство с оригиналом и отточенность мастерства.

Костяные пластины с изображениями купцов Кругловых. Работа Я. СеряковаКостяные пластины с изображениями купцов Кругловых. Работа Я. Серякова. 1844 г.

В 1839 году Яков пытается поступить на «казенный кошт» в Академию художеств, однако он не был туда принят. Тем не менее, он упорно овладевал мастерством, и его работы уже принимались заказчиками с одобрением.

В 1842 году Яков Серяков сделал бюст наследника престола, за что получил в награду драгоценный перстень. При этом в семье поддержки Серяков не имел, и лишь после смерти отца в 1844 году смог сдать лавку и полностью посвятить себя косторезному искусству.

Ранние работы Серякова, такие как портрет К.И. Баха, выглядят еще ученическими, но уже портреты 1840-х гг. обладают профессионализмом и выдающимися художественными достоинствами. Оригинальностью решения выделяются два горельефных портрета купцов – мужа и жены А.В. и М.Л. Кругловых. Толстая прямоугольная пластина кости с лицевой стороны выбрана овалом, в нем размещен бюст в трехчетвертном повороте. На оборотной стороне пластин помещены надписи: «Марем.Леонт.Круглова род.1806 г. Работ.Як.Серяковъ.1844 г.» и «Афон.Васил.Кругловъ род 1791 г. Работ.Як.Серяковъ. 1844 г.». В 1848 году за костяной резной медальон с портретом великого князя Михаила Павловича Серяков был награжден ценным перстнем стоимостью в 150 рублей серебром и в том же году получил еще один бриллиантовый перстень с гранатом. В марте 1848 года Серякову пожаловали золотые часы.

Яков Серяков прославился, как талантливый портретист, мастер утонченного камерного портрета из слоновой кости. Он резал крупные объемные портретные бюсты, а также рельефные портреты типа медальонов или на прямоугольных пластинах. Заказчиками его были чиновники, купцы, артисты, военные и духовные лица, а также дамы и кавалеры XIX века из великосветского общества, включая и великих князей. В газете «Северная пчела» от 14 марта 1842 года сообщалось, что узнать о Серякове лучше всего в магазине Тамма. В магазине К.А. Полякова на Невском проспекте выставлялись образцы его работ по кости.

Бюст неизвестного купца. Работа Я. СеряковаБюст неизвестного купца. Работа Я. Серякова. 1867 г.

По-видимому, Серяков лишь незначительное количество своих портретов резал прямо с натуры. В большинстве же случаев пользовался графическими источника, что подтверждается его контактами с магазинами, продававшими книги и эстампы, где он покупал нужные ему листы – эта практика была обычной для русских мастеров-резчиков.

Во время сеанса Серяков делал предварительный набросок с натуры или объемный эскиз в глине (воске), после чего мастер уже переходил к работе над костяным изображением. Известны работы Серякова в бисквите, гипсе, бронзе, чугуне, дереве, мраморе.

Серяков работал исключительно ради заработка, поэтому не все его произведения в равной мере высоки по своим художественным качествам. Изделия Серякова оплачивались не только драгоценными перстнями – многие из них продавались за два-три рубля серебром.

Наиболее плодотворными для мастера были 1840-1850-е гг. В эти годы портреты выходят из-под его резца один за другим. Это и официальные парадные бюсты, как бюст директора императорских театров А.М. Гедеонова, и более простые рельефные профильные портреты, как портрет военного фельдшера Г.С. Петрова и няни Пушкина Арины Родионовны. В 1862 году, Серяков работал над костяным распятием, а в 1868 году сделал погрудный скульптурный бюст купца с двумя наградными медалями на шее – это последняя по времени из известных работ Серякова.

Яков Серяков вошел в среду петербургских художников XIX века как превосходный камерный портретист. Сохранилось свыше семидесяти его произведений, он создал целую галерею портретов своих современников от мелких чиновников до весьма знатных персон.

По материалам статей М. Ромма, Т. Митлянской и книги И.Н. Ухановой «Резьба по кости в России XVIII-XIX веков» (Л., 1981).