Логотип
Бронницкий ювелир

Косторезные работы северорусских мастеров XVIII века

Стилевые особенности времени полностью получили выражение в орнаментально-изобразительной резьбе по кости мастеров русского Севера не только рубежа XVII-XVIII веков, но и первых декад XVIII столетия. По характеру композиции и декора изделия этого времени соответствуют стилю барокко.

В 1705 году, когда в русском переводе появляется голландская книга «Символы и Емблемата», ею активно начинают пользоваться русские мастера, в том числе – косторезы. Холмогорские резчики покупали это богато иллюстрированное издание не по одному экземпляру – так, в 1718 году мастер костяного дела Андрей Протопопов приобрел в Овощном ряду в Москве одновременно семь экземпляров книги. Благодаря таким изданиям и различным сборникам западноевропейских гравюр на костяных изделиях стали появляться рельефные и гравированные изображения, варьирующие композиции круглых медальонов из амстердамского издания. Мастера постоянно используют гравированные печатные листы как эскизы для своих композиций на кости, выполняемых в невысоком рельефе или в технике гравировки (штрих часто затирался темной краской).

Ларец-теремок. Первая треть XVIII векаЛарец-теремок. Первая треть XVIII века.

В начале XVIII века, в период наибольшего увлечения гравюрами, рельефная резьба в виде объемных фигур животных и птиц занимает в декоре костяных изделий лишь незначительное место; основной акцент приходится на гравированное изображение или изображение в низком рельефе. Таково было художественное решение ларцов, пороховниц, табакерок.

В зависимости от назначения предмета подбирались и мотивы декора: на ларцах помещали узорные орнаменты и сюжеты светской жизни, на пороховницах преобладали сцены охоты и борьбы животных.

При этом источниками этих композиций служили именно гравюры из «Символов и Емблематы». В некоторых произведениях даже сохраняется косая штриховка на фоне – несомненное влияние гравюры.

Начиная с 1730-х гг. этот гравюра, как источник, ощущается в произведениях косторезного искусства меньшей степени: резчики теперь увлекаются тонким моделирование рельефа в изощренной сквозной резьбе. Хотя, как правило, косторезы создавали свои варианты композиций, хотя за основу брали гравюры. Отдельные сюжеты повторяются множество раз на протяжении XVIII века – суд Соломона, Адам и Ева в раю, Самсон и лев, Иона и др. Рисунки перерисовывали из специальных изданий; такие гравюры использовались косторезами даже для парадных и заказных работ.

Примером творческого переосмысления современных косторезу источников могут служить кубки мастера, который подписывал свои работы монограммой «АД». Для кубков он использовал естественную форму моржового клыка, фигурными сделаны только ножки кубков, закрепленные на устойчивом круглом основании, оформленном орнаментальной резьбой. Тулово кубков декорировано рельефными изображениями, заимствованных из медалей и гравированных листов И. Штенглина и И. Соколова, с эмблемами и изречениями из «Емблематы». Вся поверхность кубков заполнена разнообразными декоративными мотивами (амуры, поддерживающие медальоны с портретами, драпировки, арматура, ленты с надписями, орнаментальные завитки и проч.) Особенности композиции, манера резьбы и многообразие ее форм характерны для времени барокко середины XVIII века. Подобное многообразие форм рельефной резьбы часто встречается и в современных этим кубкам предметах интерьера из дерева.

Бюро. Середина XVIII векаБюро. Середина XVIII века.

В середине XVIII века происходит заметное изменение в резьбы и в использовании изобразительных и орнаментальных мотивов. Начинается увлечение классицизмом, элементы которого существовали долгое время наряду с барочными и рокайльными. Раковина, утвердившаяся в пластике середины XVIII века, получила необычайную устойчивость в искусстве резчиков по кости, хотя и видоизменяясь со временем.

Во второй половине XVIII века рисунок раковины становится все более прихотливым и усложненным за счет дополнительных лепестков и сеточек, отходящих от основной формы.

Такой орнамент из раковин с особо тщательной проработкой был характерен для работ холмогорского мастера О. Дудина.

В середине XVIII века начинается период наивысшего расцвета искусства резьбы по кости, который связан с резким увеличением спроса на такого рода изделия. Распространению изделий из кости способствовало развитие внешней и внутренней торговли. Резная кость экспортировалась, главным образом, через портовые города северной и северо-западной России, в первую очередь – через Архангельск и Петербург.

Внутри государства изделия из резной кости распространялся благодаря ярмаркам в центральной полосе России и на Севере, так, летняя ярмарка в Архангельске привлекала большое количество купцов, как русских, так и иностранных. Большой спрос способствовал успешному развитию художественной резьбы по кости на Севере, в Архангельске, Холмогорах, прилегающих к ним деревнях, и, конечно, в Петербурге. Повсеместная мода на косторезные изделия привела и к проникновению их в Сибирь, этому благоприятствовало и то, что во второй половине XVIII века туда устремились переселенцы из Великого Устюга, Холмогор, Архангельска.

В деревнях вблизи Холмогор большая часть населения занималась резьбой по кости в свободное от сельскохозяйственных работ время, это был зимний приработок, довольно серьезный, но при этом не налагавший никаких обязательств. Даже самые умелые резчики предпочитали остаться на родине, поскольку, начиная с 1720-х гг. в городах все мастера должны были вступать в цеха, представлявшие собой специальную организацию ремесленников, и платить цеховой сбор в пользу государства. На протяжении XVIII века власти в городах стремились закрепить за цехами всех ремесленников, даже приезжих. Поэтому те из мастеров, которые приезжали на короткое время, старались скрыть свое пребывание от городских властей. Но, самые крупные матера были просто вынуждены вступать в цеховые организации.

Медальон с изображением МинервыМедальон с изображением Минервы. Вторая половина XVIII века.

Приезд мастера из провинции в столицу превращался для него не только в короткий момент знакомства с заказчиком и его требованиями, но и в важную веху жизни. Он получал дополнительные знания, имел возможность расширить свой кругозор освоить технические новинки и моду, характерную для определенного времени.

Резчики по кости русского Севера второй половины XVIII века не только восприняли характерные особенности искусства русского барокко, но и развили их до исключительного совершенства. Для их изделий характерны сложные динамичные композиции с использованием мотивов раковины и завитка.

В гравировку и в общую окраску костяных пластин активно вводился цвет, что способствовало усилению декоративного эффекта. Сквозная резьба соединялась с рельефной, формы предметов значительно усложнились.

Во второй половине XVIII века пробуждается интерес к искусству античного мира. Постепенный переход к классицизму выявил скрытые возможности такого хрупкого материала, как кость. Строгие формы предметов позволили воспользоваться уже существующей традицией изготовления ларцов и шкатулок, а также разработать новые варианты. Наиболее ярким выразителем раннего классицизма в искусстве художественной резьбы по кости был архангельский мастер-косторез Н.С. Верещагин, творчество которого приходится на конец XVIII – начало XIX вв.


В начало раздела "Изделия из камня и кости">>>