Логотип

Ф. В. Стрижков и его роль в организации камнерезного дела на Алтае

Важную роль в организации камнерезного производства на Алтае сыграл Филипп Васильевич Стрижков (1768 1811), который был не только хорошим организатором, но и талантливым мастером, отлично знавшим производство изнутри и чувствовавшим специфику камня.

Ф. Стрижков поступил на Локтевский шлифовальный завод в 1784 году в числе первых учеников; обучался камнерезному делу у П. Бакланова, присланного на Алтай с Петергофской гранильной фабрики. В 1790-е годы Ф. Стрижков был назначен руководителем обработки каменных изделий на Локтевском заводе, под его началом создавались каменные вазы и чаши по присылаемым из Петербурга чертежам.

Ваза из риддерской брекчии и порфираВаза из риддерской брекчии и порфира. Колывань. Мастер Ф.В. Стрижков. 1794 г.

В течение 1792 года Ф. Стрижков разработал ряд усовершенстований шлифовальных станков и «сверлильный станок». Первоначально изобретения мастера были с недоверием восприняты начальством завода: в качестве испытания новой технологии производства Ф. Стрижкову было приказано выточить две вазы из хрупкой и трудной для обработки зелено-розовой яшмы, так называемой риддерской брекчии.

Работу поручили сразу двум мастерам: мастеру, работавшему по старым технологиям, и Ф. Стрижкову. Соревнование показало преимущество машины Ф. Стрижкова: он выполнил свою вазу за 26 дней, в то время как мастер, обрабатывавший камень по старым технологиям, работал 9 месяцев. В ноябре 1794 года обе вазы были доставлены в Петербург.

Сопровождая в столицу первые изготовленные машинным способом изделия, Ф. Стрижков посетил Петергофскую и Екатеринбургскую гранильные фабрики, опыт которых он использовал впоследствии при организации производства в Колывани. Технические нововведения Стрижкова не только ускорили и удешевили процесс производства каменных изделий, но и существенно улучшили их качество.

Когда в 1799 году было решено перевести Локтевский завод в Колывань и организовать там Колыванскую шлифовальную фабрику, работы по проектированию, возведению и оснащению новой фабрики были поручены тому же Ф. В. Стрижкову, которого вскоре назначили ее управляющим. Изобретения и усоврешенствования станков, сделанные Стрижковым, позволили организовать в Колывани производство крупных изделий из камня в больших количествах.

Кроме руководства фабрикой, переоборудования и налаживания станков, Стрижков активно занимался и непосредственно изготовлением камнерезных произведений. Первыми изделиями, изготовленными Ф. Стрижковым уже на Колыванской фабрике в 1804 году, стали вазы, выточенные из коричневато-серой копейчатой алтайской яшмы и оправленные бронзой. Работал Стрижков главным образом по проектам А. Н. Воронихина.

Сохранился ряд датированных и подписных работ Ф. В. Стрижкова. В ранних изделиях, созданных им еще на Локтевском заводе в 1790-х годах, бронзовой отделки либо вообще нет, либо она незначительна, формы простые, без рельефного декора. Это вазы и чаши главным образом из фиолетового и красного порфира. Более поздние произведения Ф. Стрижкова, созданные им в первые годы XIX века торшеры, чаши, вазы – характеризуются богатым бронзовым убором и более сложными приемами обработки камня, тулово ваз часто украшено прямыми ребрами, выпуклыми или вогнутыми «ложками». Вазы и торшеры последнего периода работы мастера, 1807 1811 годов, показывают особенное разнообразие форм и совершенство техники, которые прекрасно сочетаются с обильным бронзовым убором.

Ф. В. Стрижков проработал на фабрике 27 лет. По его смерти в 1811 году Д. А. Гурьев, начальник Департамента уделов, в ведении которого состояла Колыванская фабрика и который дарил Александру I изделия этой фабрики, писал: «Потеря сего искусного трудолюбивого и заслуженного чиновника тем более ощутительна, что вы не находите другого, достойного заменить его, который мог бы быть вместе и хороший командир и сам опытный мастер. Желательно найти такого же, который бы соединил в себе оба сии качества. Однако, я думаю, для успешных дел фабрики нет в том необходимой надобности, ибо старанием начальства и трудами покойного фабрика поставлена уже на уровень известной степени совершенства и снабжена достойными хорошо знающими дело мастерами. Нужен только строгий надзор за ними и за порядком работ и точность в исполнении предписаний по рисункам отсюда присланным».