Логотип

Русские осветительные приборы классицизма и ампира

С 1870-х гг. в России начинают создаваться классицистические по формам и декору осветительные приборы. В отличие от светильников русского барокко, поражающих пышностью и тяжестью хрустального убора, осветительная арматура русского классицизма XVIII века декорировалась легкими хрустальными гирляндами, а по конструкции четко членилась на стержень в виде балясины и рожки-ответвления, расположенные в разных ярусах. Вместо обелисков в хрустальном уборе использовались пирамики.

Осветительные приборы русского классицизма XVIII века стали более легкими. Их форма строилась на основе строгой симметрии и уравновешивания одних частей другими. В орнаментике широко использовались архитектурные мотивы (колонны, волюты, маски) растительные мотивы (акант, виноградные и дубовые листья), изображения животных (головы и лапы зверей и птиц, дельфины, орлы, мифологические животные), вакханок, треножников, урн, луков и т.п.

Люстра-фонарьЛюстра-фонарь. Конец 18 века.

Значительные изменения происходят с хрустальным убором: вместо тяжелых больших дубовых листьев, характерных для  осветительных приборов барокко , в классицистических светильника используются разной формы и величины стеклянные пронизи, стразы, гранаты, розетки, призмы, пирамидки. Сложная и тонкая огранка мелких хрустальных подвесок создает эффектную игру света. В осветительных приборах второй половины XVIII века, в период русского классицизма, прежнее обилие свободно свисающих стеклянных листовидных подвесок сменилось более организованными и менее густыми гирляндами мелких пронизок, бус и подвесок, накрепленных к тонким ответвлениям металлического остова или к гладким ленточным ободам золоченой бронзы. Основным конструктивным элементом люстры этого времени является круглый обод, несущий свечники. При этом устройстве именно ободы с гладкой, легко орнаментированной поверхностью становились наиболее видимой металлической частью люстры. Для уменьшения блеска по их поверхности набивались небольшими пуансонам извивающиеся побеги мелких цветов и листьев.

В русских осветительных приборах второй половины XVIII века важную роль стало играть и цветное стекло, которое использовалось в стерженьках люстр и жирандолей. Такой убор гармонировал с полихромными живописными плафонами, которые украшали потолки залов.

В барочных светильниках хрустальный убор подвешивали к неподвижным частям металлического каркаса. В арматуре русского классицизма каждый хрусталик прикреплялся к тонкой, дрожащей проволочке. Для увеличения подвижности в осветительных приборах устанавливали так называемый дождь, состоящий из снопа тонких пружинок или проволочек, на концах которых подвешивались стразы. Главная часть стеклянных и хрустальных деталей для осветительных приборов во второй половине XVIII века изготавливалась на Назинском, Николо-Бахметевском, Мальцевском и др. стекольных заводах. Сборка и монтировка светильников производилось либо в особых цехах этих заводов, либо в металлообрабатывающих мастерских Москвы и Петербурга, принадлежавших таким предпринимателям, как Фишер, Просвирин, Осетров, Гафман и др., которые покупали хрусталь в магазинах, торговавших художественным стеклом. В таких мастерских создавалась осветительная арматура по проектам русских архитекторов и художников.

Все подвесные приборы как барокко, так и классицизма висели на цепях, спускавшихся с потолка. Только в середине XIX века эти цепи стали оборачивать тканями разного цвета. Обертывали по несколько звеньев, между которыми делали пышный бант или розетку, которая называлась «капуста».

Осветительная арматура второй половины XVIII века становится одним из основных элементов художественного убранства интерьера русского классицизма. Изменяются и принципы ее размещения. Если барочные светильники размещались в тесной связи с расположением зеркал, отражавших и усиливавших свет зажженных люстр и проч., в интерьере русского классицизма осветительные приборы стали размещать как существенный художественный компонент убранства. Так, в прямоугольном зале размещали две одинаковые люстры, или три, из которых одна – в центре, а две одинакового размера, но меньше, чем первая, ее уравновешивают. В квадратном помещении вешали четыре одинаковые люстры по углам, а если это было помещение с большой площадью – пятую крупную люстру в центре.

ЖирандольЖирандоль. Конец 18 века.

Люстры, бра, жирандоли, фонари, торшеры, подсвечники занимали определенные места в классицистическом интерьере: люстры располагались на плафоне, торшеры – у пилястр и колонн, жирандоли – в помежутках между колоннами, а также на каминах и консолях. Люстры украшали парадные залы. Люстры с фонарями и фонари до второй пололвины XVIII века вешали, главным образом, в вестибюле, на лестницах, в походных комнатах, галереях, театрах и прочих помещениях, где могло быть сильное движение воздуха. Только во второй половине XVIII века они появляются в залах.

В течение третьей четверти XVIII века русский классицизм производит коренное изменение в формах осветительных приборов, а также создает огромное количество различных типов и видов осветительной арматуры. В соответствии и историческими свидетельствами Таврический дворец в 1789 году был освещен 140 тысячами лампад и 20 тысячами восковых свечей, которые горели в люстрах, канделябрах и бра. В большом зале с куполом висело две люстры из горного хрусталя, 56 люстр из искусственного хрусталя и 5 тысяч разноцветных лампад, сделанных в виде лилий и роз. Большая часть этой осветительной арматуры была сделана на потемкинском Назинском стеклянном заводе.

Осветительные приборы второй половины XVIII века создавались в соотвествии с принципами классицизма: изящные по формам, с мелким и воздушным хрустальным убором, с подчеркнутым вериткальным и горизонтальным членением в конструкции. Классицистическая люстра, в отличие от грушевидной барочной, как правило, вписывается в конусообразную форму. Металлический каркас ее состоит из ободов, прикрепленных к стержню тягами, или из ободов, подвешенных на цепях, прикрепленных к завершению люстры. Классицистическая осветительная арматура строилась вокруг стержня, имевшего форму одной-трех античных балясин и часто завершавшегося раструбом с «дождем» (стразами, расположенными на гибких проволочках).

Во второй половине XVIII век а изделия народного кузнечного дела длительное время сохранялись сложившиеся формы и типы. Это сказалось, например, в кованых железных светцах, относящихся концу XVIII века. Для них характерно наличие довольно крупных винтовых нарезок с гайками. Удерживающими парныве рогульки на вершине стойки. Встречаются светцы, воспроизводящие совими усложенными формами очертания балясин или ваз с вытянутым корпусом, характерных для самого конца XVIII века. Это связано с городской и приусадебной жизнью.

В художественной обработке металла первой половины XIX века получает преимущественное развитие чугунное литье и бронза – это было связано с бурным строительством, как в Петербурге и сожженной Наполеоном Москве, так и в губернских городах – Калуге, Костроме, Ярославле. В художественном оформлении интерьеров первой половины XIX века изделия из металла занимают одно из важнейших мест. Это были в первую очередь осветительные приборы из бронзы. Вследствие того, что искусственное освещение того времени ограничивалось свечами, осветительные приборы необходимо было выделывать в больших количествах. Это были многосвечные люстры, подвешиваемые к потолку, пристенные бра, высокие торшеры для больших зал, настольные канделябры, небольшие подсвечники. Бронзовые люстры в виде огромных диаметром два-три метра плоскодоных ажурно-литых чаш, усаженных по краю свечниками и подвешенных на цепях, часто усложненные двумя-тремя дополнительными ярусами свечников сохранились, анпример, в Фельдмаршалском, Гербовом и др. залах Зимнего дворца. Такие люстры украшались античными атрибутами, военной арматурой, гербами, орденами и проч. К.И. Росси создавал более спокойные классицистические типы осветительных приборов

Широкое развитие бронзовой промышленности в России конца XVIII – начала XIX вв. стало основой для развития декоративно-прикладного искусства русского ампира. Бронзовая осветительная арматура этого времени обретает новые формы. Для первой трети XIX века характерно возрождение русских форм в литье и чеканке, известных еще в Древней Руси. В XVIII веке литье и художественная чеканка использовались в бра, канделябрах, подсвечниках, ободах люстр. С 1780-х гг. осветительные приборы создавались и в литейной мастерской Академии художеств. Литье во второй половине XVIII века получило широкое распространение. С 1764 года при Академии художеств работал литейный дом, там делали в т.ч. осветительные приборы.

Ваза-светильникВаза-светильник. Конец 18 века.

Во время строительства церкви св. Иваакия по проектам А. Ринальди граф Брюс, возглавливший строительство, выдвинул в 1779 году предложение об открытии специальной «Бронзовой Экспедиции» для подготовки деталей наружного и внутреннего убранствоа храма из бронзы. Позднее В. Бренна подал в «Экспедицию» заявку на изготовление декоративных «ваз с подсвечниками» для Михайловского замка. По проектам Д. Кваренги там было выполнено убранство для тронного зала зимнего дворца из золоченой бронзы и цветного мрамора, в т.ч. – осветительбные приборы.

В процессе художественного литья конца XVIII – начала XIX вв. принимали участие известные русские скульпторы.

Потребность в художественном литье России начала XIX века вызвала к жизни ряд частных заводов; из них особенно отличились заведения, принадлежащие Павлу Шрейбергу и его сыну Андрею, а также фабриканту Бауману. Большинство заводов находилось в Петербурге. В 1805 году открылась бронзовая фабрика для изготовления художественных изделий «под ведением президента Академии художеств графа Строганова». Большое количество художественных мастерских работало по резьбе и золочению, в них изготовляли также осветительные приборы из цинка, жести, кости и папье-маше. Такая солидная производственная база давала возможность легко справляться с большими заказами на осветительные приборы. Резьба по дереву и золочение выполнялись не только в Петербурге, но и в Москве, где с XVIII века было много древообрабатывающих мастерских.

В конце XVIII – начале XIX вв. в Петербурге художники-краснодеревщики и резчики делали канделябры, резные люстры и др. осветительные приборы по рисункам архитекторов, например, К.И. Росси. Широкое распространение в XIX веке получила арматура так называемой «бумажной» резьбы. Эти изделия из проволоки, папье-маше, левкаса и позолоты, которые производили впечатление тяжелых металлических осветительных приборов. Такого типа люстры экспонировались петербургскими мастерами на выставке 1829 года в Петербурге. В описании выставки сказано: «бумажные люстры красивостью формы, чистотою отделки и блеском позолоты не далеко отстояли от настоящей бронзы». К началу XIX века Россия имела передовую технологию литья и высококвалифицированных мастеров. Проекты осветительной арматуры создавали виднейшие русские скульпторы и архитекторы.

Осветительные приборы 30-40-х гг. XIX века получили особые модифицированные формы прежних стилей. Большое значение в развитии русской осветительной арматуры XIX века имело изобретение русским ученым В.С. Якоби в 1837 году гальванопластики и гальваностегии, которое сыграло важную роль в мировой художественной промышленности. Развитие стекольной промышленности в 1830-е гг. также положительно сказывается на создании осветительных приборов.