Логотип

Формы деталей хрустального убора свечных светильников

За более чем трехсотлетний период существования светильников с хрустальным и стеклянным убором, предназначенным для усиления силы и количества света такого слабого светового источника, как свеча, были выработаны не только особые принципы расстановки хрусталя в свечных светильниках, но и специфические формы деталей хрустального убора.

Люстра. ПетербургЛюстра. Петербург. Мастерская П. Ажи (?). По рисунку А.Н. Воронихина. 1804 г.

Формы хрустальных деталей в разные исторические периоды значительно видоизменялись под влиянием определенных факторов: в зависимости от господствовавшего архитектурного стиля, поскольку светильники всегда были важной составной частью интерьера, в зависимости от техники стеклоделия, особенностей гранения, принятых в это время, и т.п. 
При этом, можно выделить формы деталей хрустального убора, которые, многократно повторяясь в различные исторические периоды, являются наиболее устоявшимися и совершенными с точки зрения своего декоративно-светотехнического эффекта (открытия декоративных свойств граненого хрусталя, таких, например, как способность хрустальной призмы разлагать свет на спектральные цвета, шли бок о бок с открытием его отражательных и светоусилительных свойств).

Основную массу хрусталя в уборе осветительных приборов XVIII-XIX вв. составляли мелкие детали, которые по способу крепления можно разделить на «подвески», «пронизки» и «бусы».

Подвеска крепилась крючком через дырочку в верхнем крае, пронизка – с двух сторон, бусы одевались на шнуры или проволоку. Некоторые отдельные детали особой формы крепились в оправе. Для центрального тела светильника использовались крупные стеклянные или хрустальные объемы – обелиски, балясины, чаши, шары и др., а его нижняя часть завершалась деталями шарообразной, грушевидной и проч. формы.

Одним из самых ранних видов подвесок были подвески в форма стилизованного дубового листа, изготавливавшиеся из плоского листа стекла, полированного со всех сторон. Другая старинная и часто повторяющаяся форма подвески – «слезка» или «капля», объемная форма, напоминающая падающую каплю, более или менее вытянутую; такие «слезки» изготовляли путем использования техники литья или прессования. Гранили подвески по тому же принципу, что и драгоценные камни: по наружной поверхности без выемки тела. В XVIII веке встречались также «слезки» без гранения. Подвеска «палочка» имела в поперечном сечении форму треугольника, прямоугольника, многогранника или пятиугольника с одной циркульной стороной. Подвеска «сосулька» представляла собой «палочку» со скругленными гранями или чрезмерно вытянутую «слезку». Среди пронизок наиболее распространены были чечевицеобразные хрустальные детали, гладкие или граненые с одной стороны по поверхности. «Звездочки» изготовляли из плоского листового стекла; в центре они имели отверстие для крепления. «Розетка» отличалась от «звездочки» по форме и по гранению поверхности – в виде сходящихся призм. В отличие от подвески пронизки крепились к люстре гирляндами, с помощью крючков, продетых через отверстия в их противоположных краях. Бусы делали круглыми или многогранными в поперечном сечении, более или менее вытянутыми по длине; крепление бус к люстре осуществлялось путем нанизывания их на проволочку.

Среди массы мелких подвесок хрустального убора помещались крупные хрустальные обелиски остроконечной или круглой формы; были также и обелиски с продольными гранями. Наиболее интересны по игре света остроконечные обелиски (многогранные в сечении, часто – с выгнутыми гранями). Вдоль ребер остроконечного обелиска обычно вышлифовывались шаровые выемки, создававшие особые переливы и мерцание проходящего сквозь них света. Обелиски крепились к светильнику основанием.

Разнообразные виды хрустальных деталей в свечных светильниках объединялись в различные композиционные группы. Мелкие хрустальные детали – дубовые листья, сосульки и другие подвески и пронизки – соединялись в гирлянды разной величины. Группа подвесок подвешивалась вокруг какой-либо крупной детали в люстре, образуя хрустальный «дождь», который обычно увенчивал люстру в месте присоединения цепи или штанги. «Дождь» из слезок часто сочетался с остроконечным обелиском или фигурой из цветного стекла в виде вазы или кувшина.

Чаши для завершения нижней части светильника были либо плоские и открытые, либо с перехватом-шейкой, которая служила для крепления обода с подсвечниками. Лицевая обработка этих чаш проводилась сплошной шлифовкой. Центральная балясина или ваза изготовлялась из хрусталя или цветного стекла в технике выдувания с последующей шлифовкой и гранением. Встречались балясины сложного профиля из нескольких составных частей, скрепленных на одном стержне. Балясины делали и из цветного двухслойного стекла – при этом наружные слои стекла нередко прошлифовывались насквозь до основного слоя.

Наряду с хрусталем и прозрачным стеклом в свечных светильниках часто использовалось и цветное стекло, которое, будучи известным уже в Египте и Греции, через Византию распространилось по всей Европе. В осветительных приборах использовалось, главным образом, выдувное стекло, одно-, двух- и трехслойное. Двухслойное стекло обрабатывалось шлифовкой, наружный слой прорезался насквозь и получался графический рисунок, наведенный двойной или тройной линией. Из цветного стекла изготовляли балясины в люстрах и жирандолях, центральные и осевые, а также чаши, шары и другие крупные формы, составляющие основу свечной осветительной арматуры. В хрустальных люстрах использовали синее кобальтовое и бирюзовое стекло; позже было изобретено красное стекло: так называемый «золотой рубин» любили помещать в люстрах и жирандолях. Многократное отражение света в хрустале усиливало декоративно-световой эффект. Как правило, цветное стекло, как и хрусталь, ставилось в люстре не на просвет, а на прямой свет с расчетом на отражение. Прозрачное цветное стекло использовалось также в свечных домашних фонарях, главным образом, колоколообразных. Иногда сверху в них прикреплялась деталь из цветного стекла в форме плоской конусообразной чаши. Кроме хрусталя и цветного стекла в русских осветительных приборах XVIII-XIX вв. применяли амальгамированное стекло.

Повышению декоративности старинных свечных светильников способствовал не только богатый хрустальный убор, но и сочетание разнообразных материалов, таких, как стекло, фарфор, металл и др., в пределах одного светильника.