Логотип

Каслинские литые светильники XIX – начала XX века

Популярность и широкомасштабность производства в Каслях различных чугунных изделий в технике художественного литья неразрывно связана с успешным развитием черной металлургии на Урале. С середины XIX века Каслинский чугунолитейный завод предлагал к продаже широкий ассортимент кабинетной скульптуры, предметов мебели, каминов, настольных письменных приборов и различной осветительной арматуры, предназначенной для самых разнообразных интерьеров, на любые вкусы и для покупателей с разными финансовыми возможностями. Производство осветительных приборов на Каслинском заводе развивалось во второй половине XIX столетия особенно интенсивно, благодаря широкому спросу на изделия. К началу XX века в Каслях отливали уже около 100 различных модификаций осветительных приборов: люстр, бра, подсвечников.

Бра «Дракон»Бра «Дракон». 1896 г.

Эскизы и модели осветительной арматуры для Каслинсокго завода в разное время создавали работавшие там русские скульпторы М.Д. Канаев (канделябр «Цыганка-маляр»), Н.Р. Бах (канделябр «В память франко-русского союза») и скульпторы, не входившие в штат завода: Р.Р. Бах (подсвечник «Медведь на дереве»), П.Э. Линд (подсвечник «Сирена»), М.П. Диллон (канделябр «Флора»), Е.Е. Баумгартен (канделябр с драконами) и др. Кроме того, образцами для отливки подсвечников и канделябров из чугуна нередко служили западноевропейские и русские бронзовые изделия второй половины XVIII – начала XIX вв. Определить автора модели или эскиза того или иного осветительного прибора стало возможным благодаря сохранившимся записям и рисункам. Однако, установить авторство большинства каслинских подсвечников, бра и люстр довольно трудно, т.к. изделия такого рода считались утилитарными, не представляющими художественной ценности, и скульпторы, как правило, не ставили свое имя на моделях.

Наиболее часто до сих пор встречаются подсвечники и канделябры каслинского литья. Гораздо реже попадаются бра. Каслинские люстры из чугуна давно стали раритетами. Подсвечники и канделябры, наиболее многочисленная категория изделий завода, создавались в самых разных «исторических» стилях, подражавших барокко, рококо, классицизму, а также, на рубеже XIX и XX столетий – в стиле модерн. Такой широкий стилевой ассортимент позволял удовлетворить разнообразные вкусы покупателей, подбиравших светильники соответствующего стиля интерьерам.

Каслинские бра и подсвечники в стиле барокко часто сделаны в форме изогнутых ветвей, в декоре осветительных приборов «рококо» преобладают картуши, рокайли, завитки, в «классицистических» – архитектурные детали (например, подсвечник в виде колонны), виноградные и дубовые листья (подсвечник в виде ветви дуба с желудями) и животные (дельфины, орлы, мифологические животные). Канделябры часто имеют треугольное или квадратное основание, на котором расположена круглая скульптура в виде человеческой фигуры (женщины, рыцаря, танцора) со светильником на голове или в руках. Каслинские светильники в стиле модерн, как правило, выполнялись в виде растительных форм или с использованием их элементов (канделябр «Флора», подсвечник «Женщина на листике»).