Логотип

Керосиновые лампы

Керосиновые лампы были изобретены польским ученым Игнацием Лукасевичем в 1853 году. Вскоре после изобретения, новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света.

Лампа молочного стеклаЛампа молочного стекла, с рельефным декором и силикатной живописью. Завод А.В. Болотина. Начало XX века.

В своей конструкции керосиновые лампы близки предшествовавшим им масляным лампам. Различие состоит в том, что горелка в керосиновых лампах помещается выше резервуара, так как керосин, в отличие от масла, – горючее легкое и хорошо впитывается фитилем. Свойство фитиля должны были быть таковы, чтобы керосин поднимался в первые пять минут до 13 см. Продолжительность и интенсивность работы керосиновых ламп зависела от качества керосина.

Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы. Тулово вазы скрывало в себе металлический резервуар с горючим, из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий резкий свет, неприятный для глаз. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло.

Фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и частные фарфоровые фабрики. Почти исключительно на керосиновых лампах из стекла с 80-х гг. XIX века специализировался хрустальный завод А.В. Болотина.

Много керосиновых осветительных приборов вырабатывал фарфоровый завод А. Попова. Среди керосиновых настольных ламп и подсвечников, выпускаемых этим заводом, были осветительные приборы с оригинальным композиционным решением и оригинальным декором, например, канделябр с жестяным абажуром с четырьмя бисквитными пластинками. При зажженных свечах тонкий фарфор просвечивал, и вырисовывались изображения двух ангелов с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» и сцены из романа французского писателя XVIII века Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», популярного в России в XIX столетии.