Логотип

Осветительные приборы в России

Самое важное в светильниках — их функциональные качества. Разные типы, формы и размеры связаны со спецификой задач, которые заказчики ставили перед мастерами. Этой теме будет посвящена серия статей, в первой из которых пойдет речь о подсвечниках, канделябрах и торшерах.

Наиболее многочисленную группу осветительных приборов составляют подсвечники. Им придавали разные формы и делали из различных материалов: дерева, железа, меди, бронзы, серебра, золота, фаянса, фарфора, кости, стекла, алебастра, горного хрусталя. В антикварных салонах можно встретить литые подсвечники из меди начала XVIII века. Наряду с мощными бронзовыми шандалами эти ранние русские светильники свидетельствуют о неприхотливости вкусов и бытовых требований в годы царствования Петра I.

В русском быту слово «шандал» закрепилось с XVII века. Так называли большие подсвечники и канделябры (настольные светильники на три и более свечи). Очень красивы шандалы работы мастеров Оружейной палаты, в декоре предметов использовавших традиционные для барокко мотивы вьющихся растений, изображения цветов и птиц. Техника исполнения восходит к традициям византийских мастеров.

Шандалы и подсвечники петровского времени украшены менее затейливо и больше похожи на европейские. В первой четверти XVIII века в России светильников было немного: аристократы еще не привыкли ярко освещать помещения, в залах царил полумрак. В антикварных салонах подлинных вещей этого периода очень мало. Зато есть светильники в стиле петровского барокко, изготовленные на рубеже XIX–XX веков.

Несколько советов начинающим коллекционерам. При покупке старинных вещей следует с осторожностью относиться к предметам, которые имеют дату, дарственные или памятные надписи, клейма. Эти знаки нечасто встречаются на подлинных вещах, но редкая фальшивка обходится без них. Не на надписи, а на «следы времени» необходимо обращать внимание. Возраст определяется по соответствию многих качественных характеристик предмета предполагаемому времени (материалу, форме, технике изготовления, способу нанесения узоров, кривизне предмета, патине, неровностям, потертостям). Если хотя бы одно из этих качеств не соответст­вует нашим знаниям о петровском времени — это повод для сомнения в правильности изначальной атрибуции.

Антиквары признают светильник русским, если он был найден в Рос¬¬сии, не имеет надписей или каких-либо других характерных особенностей, если его внешний вид и технология изготовления соответствуют отечественным. Пять лет назад такой подход был оправ­дан, но сегодня, когда в страну стали привозить множество западноевропейских вещей, он требует корректив. Обычно находят европейские светильники, которые лучше сохранились, более искусно сделаны, дешевле стоят и очень похожи на русские. Их очень выгодно продавать, выдавая за отечественные, чем и занимаются некоторые «специалисты».

На смену барокко и короткому периоду рококо пришел классицизм. В эту эпоху русские аристократы начали интересоваться предметами из золоченой бронзы. Самые богатые предпочитали заказывать осветительную арматуру у модных парижских бронзовщиков. Менее изысканные вещи изготавливали в бронзолитейных мастерских Петербурга, владельцы которых были выходцами из Европы (преимущественно немцы и шведы). Изначально они старались делать копии французских предметов. Однако в 1793 году вступил в силу запрет на ввоз золоченой бронзы, в том числе образцов, по которым можно было отливать осветительную арматуру. Отечественные мастера были вынуждены самостоятельно разрабатывать формы и декор светильников. Этим предметам свойственны значительные отклонения от классических схем. Они перенасыщены декоративными сюжетами. Мастера словно боялись, что их произведения будут недостаточно красивыми, поэтому украшали их новыми элементами декора. Все это в целом стало основой неповторимого стиля русских светильников эпохи классицизма, которые так высоко ценятся сегодня.

Русские бронзовые светильники эпохи классицизма узнаваемы по перечисленным особенностям, но не по наличию клейм. Это связано с особенностями национальной торговли: контрабандные изделия из Франции стоили значительно дороже и лучше продавались. Поэтому петербургские мастера предпочитали выдавать свои предметы за иностранные. Их не пугали ни запреты, ни наказания. Когда правительство издало указ о клеймении бронзы мест¬ной работы, власти столкнулись с нежеланием исполнять это распоряжение. Если же произведение клеймили, то где-нибудь на внутренних поверхностях, где знаки сложно обнаружить.

Подлинный расцвет производства подсвечников и канделябров приходится на пушкинское время — период русского ампира. Петербургские мастера подражали работам парижских знаменитостей (Одио, Томиру, Галлю, Фешеру, Раврио). В оформлении предметов они использовали заимствованные сюжетные композиции и орнаменты. Однако русские изделия лишены римской импер­ской помпезности, для них не характерно величие холодной красоты французских форм. Вещи той эпохи очаровывают некоторой вольностью трактовки, мягкостью моделировки и раскрывают иную сторону прекрасного — спокойную радость бытия. Специфической русской чертой было и то, что к проектированию светильников были привлечены знаменитые архитекторы: Росси, Монферран, Воронихин. Созданные по их рисункам предметы служили дальнейшему развитию форм русской осветительной арматуры.

Вторым центром по производству подсвечников и канделябров была Москва. Московские изделия отличались от петербургских меньшим аристократизмом и изысканностью. Здесь с начала 1830-х годов научились применять технику штампованной бронзы: при помощи тиснения специальными штемпелями изготавливали латунные накладные детали, рельефные украшения золотили. Собранный из деталей подсвечник или канделябр производил впечатление сделанного из литой прочеканенной бронзы, однако стои¬мость такого предмета была в несколько раз меньше. Применяли также способ накатки орнамента на металл. В антикварных салонах попадаются подсвечники в виде колонн, сделанные в московских бронзолитейных заведениях Петрова или Самарина.

Тогда же, благодаря успехам развития предприятий по производству стекла, получили широкое распространение подсвечники в виде колонн со стержнем из хрусталя, смальтового и цветного стекла. К 1830-м годам относятся канделябры не самого высокого художественного качества с треугольным или квадратным основанием, на котором располагались скульптуры в виде фигур, держащих в руках или на голове светильники. Эти светильники — свидетельство стиля ампир в период его угасания, который во второй четверти XIX века воспринимался как свидетельство дурного вкуса.

В эпоху историзма источником вдохновения для нового направления стало искусство готики, эпохи Возрождения и французского рококо, позже — древнерусское искусство. К этому времени на смену подсвечникам и канделябрам пришли новые виды осветительных приборов. Подсвечники продолжали изготавливать, но в их форме и оформлении больше не появилось ничего нового. Исключение составляли только редкие высокохудожественные работы, которые создавались великолепными мастерами в моменты творческого вдохновения. Такие предметы единичны, изготовлены мастерами разных художественных стилей и направлений исключительно для декоративных целей.

Большой напольный канделябр, рассчитанный на множество свечей, называют торшером. Торшеры используют в России с середины XVIII века. Во времена классицизма их делали из резного позолоченного дерева, а в середине XIX века основные части изготавли­вали из стекла. Особенно знамениты торшеры времен правления Николая I. Их главная особенность — гигантские размеры. Однако в антикварных салонах торшер — вещь чрезвычайно редкая.