Логотип

Люстры русского барокко

В России первые упоминания о хрустальных люстрах относятся ко второй половине XVII века. В описи снастей Измайловского собора упоминается «паникадило фигурного дела», которое было изготовлено на Измайловском стекольном заводе. Это были типичные светильники конца XVII – начала XVIII века в стиле барокко. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII века создавались и люстры из дерева, подражавшие по композиции и декору барочным хрустальным люстрам, насколько это было возможно в ином материале.

Большая хрустальная люстра во второй половине XVII века была приподнесена царю Алексею Михайловичу голландским послом Кленком: «шестнадцать человек несли гордость Кленка – трехъярусную люстру, которую он сам презентовал государю. Люстра была укреплена под особым переносным балдахином» - так описывал это событие в 1677 году автор книги о путешествии Кленка.

Цельностеклянная люстра. Первая половина XVIII века.

Барочные цельностеклянные люстры конца XVII – начала XVIII века чаще всего были трехъярусными. Каждый ярус состоял из стеклянной чаши со вложенным позолоченным деревянным основанием, которое усиливало отражательную способность люстры. В деревянной части находились гнезда для свечников, заканчивающиеся стеклянными профитками с розетками для стекания воска, а также гнезда для кронштейнов, на которых укреплялись хрустальные флаконы-обелиски. К свечникам и кронштейнам цеплялись хрустальыне листья. Чаши всех ярусов соединялись центральным стержнем. Высота таких люстр достигала 1,7 метра, а максимальный диаметр – 88 см. Диаметр каждого следующего яруса был меньше диаметра предыдущего, таким образом достигалась грушевидная форма светильника в целом. Такие люстры предназначались для залов с высокими потолками.

Осветительные приборы в России первой половины и середины XVIII века, в первую очередь – люстры, имели характерную грушевидную форму, которая являлась основой, обсуcлавливавшей всю коспозицию. Эта криволинейная округлая форма отвечала выпуклым и вогнутым формам интерьера и мебели того времени. В зависимости от величины и конфигурации интерьераотыскивались размеры и пропорции светильников.

Барочные люстры в России XVIII века создавались двух типов: цельностеклянные люстры с хрустальным убором, и люстры с медным остовом и подвесками в виде дубовых листьев.

Барочные цельностеклянные люстры существовали в двух вариантах. 1) люстры легкого и хрупкого цельного стекла, состоящие из отдельных частей тонкого стекла, часто окрашенного в голубой, розовый или зеленовато-желтый цвет. В состав такого стекла входили песок и сода (его еще называли «венецианским»), оно придавало светильнику впечатление воздушности. Подвесками в таких люстрах служили стеклянные колокольчики, небольшие шаровидные или яйцеобразные украшения, а также изогнутые удлинненные листики. Люстра состояла из нескольких ярусов; отдельные стеклянные части нередко соединялись друг с другом в один спирально извивающийся жгут, придававший люстре динамичность. 2) цельностеклянные барочные люстры из толстого, тяжелого и твердого, стекла (так называемого «богемского»), в состав которого входили песок и поташ. Такие люстры впервые появились в России во второй половине XVII века – их делали на Измайловском стекольном заводе, где, как можно судить по описи, вырабатывали позолоченный хрусталь, хрустальные «штуки» для люстр, фигурные вещи и цветные изделия. Эти тяжелые люстры имели много общего по своей конструкции и композиции с люстрами первого вида, но были лишены легкости и изящества.

Люстра деревянная. Конец 17 – начало 18 вв.

Второй тип барочной люстры – с медным остовом и с подвесками в виде дубовых листьев – был самым распространенным типом барочных люстр, изготавливавшихся в России. Они также известны под названием «елизаветинских» люстр. Их делали, главным образом, во второй и третьей четверти XVIII века.

Эти люстры также создавались в двух вариантах: 1) по форме и композиции связанные с русскими паникадилами XVI-XVII века, и 2) широко распространенный с начала 30-х гг. XVIII века вариант – люстры с замкнутыми тягами.

Металлический каркас люстры напоминал формой сучковатые изломанные ветви дерева, на которых с одной стороны располагались профитки (трубки для свечей), а с другой стороны – хрустальные подвески в форме дубового листа с изрезанной огранкой краями. Хрустальный убор выполнял одновременно художественную и техническую роль.

Люстры по композиции связанные с русскими паникадилами строились со свободным ответвлением рожков или свечников в нижней части стержня, не скрепленных друг с другом. Такие люстры висели, например, в палатах В.В. Голицына. В описи его имущества указано, что в хоромах висело 30 паникадил, из них 22 – медных, 2 – деревянные, 1 костяное, 2 оловянных и 3 хрустальных. О хрустальных написано: «Перед сенцами в шатровой палате на подволоке в середине в кругу... на трех проволочных нитях хрустальные пронизы, а на них паникадила хрустальные о шти подсвечниках, а в них яблоки. Цена 20 руб.». Такие формы хрустальных люстр были предназначены для невысоких, но достаточно обширных палат, поэтому их делали соотвествующего размера. Общая композиция – грушевидной формы, металлические и хрустальные детали несут в себе барочные черты, а стержень – еще нет. В конце XVII – начале XVIII в. это наиболее распространенный вариант люстр, но в 1720-е гг. этот тип был вытеснен новым видом люстр, который был связан с западными влияниями – люстрами с замкнутыми тягами.

Люстры с замкнутыми тягами по размеру приближались к цельностеклянным барочным люстрам. Их хрустальный убор состоял из флаконов-обелисков и крупных дубовых листьев лиловатого оттенка, прикреплявшихся к остову розетками. Обычно листья развешивались в определенном порядке: у короны – не большие, на расширениях – среднего размера, а в нижней части хрустального убора – самые большие и узорные. В течение многих лет такие люстры почти не изменяли своего хрустального убора. Такие люстры до сих пор в большом количестве сохранились во дворцах Пушкина, Гатчины, Петергофа.