Логотип

Навесные светильники барокко и классицизма в России

В России навесные (настенные)осветительные приборы в стиле барокко известны в форме бра, настенников и навесных фонарей. Стекло и хрусталь получили в их декоре весьма широкое использование.

В начале XVIII века бра (от французского bras – «рука»), как и люстры, создавались из хрусталя. По форме они соответствовали половине небольшой люстры, с завершением в виде обелиска. Их делали или из цельного стекла, или с медным остовом и хрустальным убором в виде дубовых листьев и обелисков.

Бра конца XVIII века.

Барочные бра лепного цельного стекла в наше время являются редкостью. Бра из твердого поташного стекла с металлическим остовом, напротив, имели в XVIII веке широкое распространение, и дошли до наших дней в больших количествах. Как это видно по интерьерам, например, Екатерининского дворца в Царском селе, такие бра висели по обеим сторонам барочного зала между зеркалами. Отражающийся в зеркалах свет горящих свечей многократно повторялся, иллюзорно увеличивая освещенность зала. Во дворцах, построенный Растрелли, интерьеры украшали бра, которые по его проектам делали русские резчики и позолотчики.

Типичные для середины XVIII века бра сохранились в Петродворце: ими увешивали стены между зеркалами, от консолей до верхней части зеркал, а иногда и выше. Для бра этого времени характерны причудливые формы, напоминающие позолоченные изогнутые ветви. Самая распространенная форма бра – в виде руки или человеческой фигуры, держащей светильник. 
Помимо старых бра, сохранившихся от начала XVIII века, в конце XVIII века появились бра с ромбовидными подвесками (иногда вместо обелисков, их украшали пирамидки).

Бра русского классицизма XVIII века освобождаются от хрустального убора. Они имеют в основе вертикальный стержень от средней части которого отходят рожки для свечей. Стержень создается в виде вазы, конуса, колонны, факела и проч. Бра завершались стеклянными украшениями в виде лент с бантами, вазой с пламенем, кедровой шишкой с цветами и т.п. Винзу расоплагались грозди винограда, плоды, кисти на лентах. У основания рожков размещались листья аканта, цветы, маски. Наиболее выразительны бра со стержнем-вазой или с конусообразной колонной, каннелированной, перевитой змеями, цветами и проч. Иногда бра делали в виде охотничьего рога. Самая распространенная форма бра классицизма – с круглой или конусообразной ручкой в форме факела, обычно канеллированной.

Настенник конца XVIII века.

Другой вид навесных осветительных приборов – настенники. 
Настенники обычно имели серебряное с чеканкой или зеркальное основание самых разнообразных форм, которое играло роль отражателя. Такая серебряная или зеркальная доска окружалась рамой прихотливой изрезанной формы. 
К основанию в различных комбинациях прикрепляются разной формы профитки для свечей, так, чтобы они отражались в серебре или зеркале, усиливая свет.

Классицистические настенники известны трех видов. 1) Настенники с зеркальной поверхностью, прилегающей к стене и образующей основу светильника; зеркало располагалось на фигурной доске в виде лиры, якоря и проч. 
2) Хрустальные настенники, имеющие в декоре вазу, балясину, пирамиду. 
3) Бронзовые настенники без хрустального убора.

Бра и канделябры XVIII века – предшественники русской осветительной арматуры XIX столетия, в которой бронза с чеканкой стала играть преобладающую роль. Над обработкой бронзой работали скульпторы, литейщики, чеканщики. Почти все бронзовые осветительные приборы XVIII века характеризуются хорошей художественной чеканкой и огневым золочением. Подавляющее большинство бронзовых русских осветительных приборов второй половины XVIII века – работа петербургских мастеров.