Логотип

Масляные лампы в России и Европе

Масляные лампы существовали с древнейших времен – горючие жиры и маслянистые вещества были почти исключительным осветительным материалом. Древние масляные лампы, как, например, греческие или римские, представляли собой плоский овальный сосуд из глины, наполненный маслом, в которое погружался шерстяной фитиль так, что его свободный конец выходил наружу; масло всасывалось волокнами фитиля и, таким образом, питало пламя. Такие светильники давали копоть и нередко распространяли довольно неприятный запах, поскольку, технологии того времени не позволяли очищать масло соответствующим образом. Единственным прибором для регулирования процесса горения этих ламп служили шпильки или щипцы, которыми снимался нагар и приподнимался из резервуара лампы свободный конец фитиля. При раскопках Геркуланума и Помпей, погребенных при извержении Везувия в 79 г. н.э., обнаружены художественные бронзовые масляные лампы. Горючим для них служили растительные масла, реже – животные жиры.

Эскиз масляного светильникаН.А. Львов. Эскиз масляного светильника. 1780-е гг.

Масляные лампы подобные древним, глиняные или металлические, охотно использовались в Европе вплоть до изобретения в XII веке в Англии сальной свечи, значительно более удобного и практичного источника света. В течение нескольких веков масляные светильники не могли составить должной конкуренции свечам, пока, в конце XVIII века не произошло существенное усовершенствование самих масляных ламп. Копоть и неяркий свет масляных ламп объяснялись неполным сгоранием углерода из-за недостаточного доступа воздуха. В результате опытов, в 1783 году Аргандом была изобретена масляная лампа с усиленной тягой и вентиляцией. Арганд придал светильной части форму цилиндрической трубки, в которую воздух поступал из середины. Резервуар с маслом располагался на расстоянии от горелки и несколько выше, так что масло поднималось до верхнего конца светильной части. Пламя такой лампы имело вид тонкого цилиндра. Масляная лампа такой конструкции вешалась на стену, как бра, или устанавливалась на канделябре.

Лампа Арганда была вскоре усовершенствована Кенке , который снабдил ее цилиндрическим стеклом, благодаря чему существенно увеличил количество воздуха, поступающего к пламени. Такие лампы были в употреблении вплоть до появления более дешевыхкеросиновых ламп. Дальнейшие усовершенствования масляных ламп в отношении равномерной подачи масла в фитиль было осуществлено Карселем в 1800 году, несколько лет спустя после нововведения Кенке. По имени изобретателя лампы получили названия «карсельских». Карсель снабдил лампу Кенке часовым механизмом, приводящим в движение поршень масляного насоса, который доставляет масло из сосуда, находящегося под горелкой. Благодаря такому новшеству пламя карсельских ламп характеризовалось большей яркостью и правильностью горения, а также постоянством света. Дальнейшие усовершенствования конструкции не были столь значительными. В 1837 году Франшо изобрел так называемую пружинную лампу, подающую масло к фитилю давлением на него кожаной мембраны – силой сдавленной пружины. С 1852 по 1862 гг. в виде опыта в качестве горючего использовалась спирто-скипидарная жидкость, но опыт успеха не имел.

Карсельские лампы вплоть до введения в обиход электрического освещения лампами накаливания были самым качественным, практичным, и, вместе с тем, изящным способом освещения, как интерьеров, так и улиц.

В России масляные лампы впервые были использованы для уличного освещения столичных городов по указу Петра I в Петербурге в 1723 году, а в Москве – в 1730 г. Горючим было конопляное масло. Однако широкое распространение масляные лампы получили в России лишь в XIX веке, после усовершенствования их конструкции Карселем. При этом, разработки по использованию масляных светильников в интерьерах, наравне со свечными, в России проводились уже в XVIIIвеке. Еще в 1780-е гг. ученый и архитектор Н.А. Львов работал над проблемой замены свечей маслом в осветительных приборах. Он проектировал люстры-лампы с фитильными светильниками и резервуаром для масла. Чтобы масло не капало вниз, нижняя часть лампы должна была быть сделана в виде стеклянного полушария. Стеклянный зонтик над лампой предохранял от копоти отделку помещения. Однако люстры Львова распространения не получили, и в России «новинка» была перенята из Европы лишь в начале XIX века.