Логотип

Русские фонари XVIII – первой трети XIX в

Одна из древнейших форм подвесной осветительной арматуры – фонари. Русские фонари барокко и классицизма, как правило, состоят из стеклянных стенок и дна, защищающих пламя от ветра. Благодаря своей конструкции, фонари использовались для освещения помещений, в которых предполагалось сильное движение воздуха – стеклянные стенки фонаря предохраняли пламя свечи от ветра.
Русские барочные фонари изготовлялись двух видов – призматические и цилиндрические. Цилиндрические фонари барокко почти никогда не имели хрустального убора. Только бронза или дерево, являющиеся конструктивной основой фонаря, служили, одновременно, и его украшением. Кроме того, в середине XVIII века фонари и люстры иногда украшали фарфоровыми цветами.
Призматические фонари были известны в России еще в конце XVII века и получили широкое распространение. Они состояли из медного позолоченного каркаса изогнутой формы и стенок из специального выпуклого стекла. Для декора таких осветительных приборов применялся незначительный по количеству хрустальный убор, состоящий из подвесок в виде дубовых листьев, прикрепленных к металлическим частям фонаря розетками. Призматические фонари – наиболее распространенный вид фонарей в России XVIII века. Изогнутые формы каркаса и стеклянных граней такого фонаря удачно соответствовали прихотливой декоративности, присущей барокко. Призматеческие фонари с количеством граней от четырех до восьми украшали дворцы и богатые усадебные дома; размеры их были различны, но высота, как правило, составляла от 35 до 70 см.
Фонари классицизма, как и барочные фонари, создавались в различных вариантах, в зависимости от характера предполагаемого использования: подвесные, настенные(навесные), стоячие, переносные. Причем теперь часто их функциональное значение утрачивалось – свечи располагались на внешних ободах, не защищенные от тока воздуха, ничем не прикрытые, а внутри оставались только хрустальные пирамидки. Подвесные фонари классицизма делали в нескольких формах: колоколообразные, призматические, цилиндрические.
Колоколообразные фонари впервые были введены архитектором Ч. Камероном в интерьерах петербургских дворцов и получили широкое распространение в России в конце XVIII века во дворцах и усадьбах Москвы и Петербурга.

Колоколообразный настольный фонарьКолоколообразный настольный фонарь 1797 года.

Колоколообразных фонарей существовало великое многообразие видов. 
1) Фонари без хрустального убора или с незначительным хрустальным убором. Для зажигания свечей снимали поддон, который был скреплен со стержнем и профитками и надевался на верхнюю петлю, спускавшуюся с середины фонаря. Иногда стержень заканчивался одним-двумя профитками, висевшими в нижней части фонаря и не связанными с поддоном.
2) Фонари со стержнем в виде хрустальной вазы или балясины из цветного стекла, служащим оформлением подъемного механизма. Для зажигания свечей опускалось дно, на котором располагалась балясина с профитками для свечей; балясина соединялась со спусковым механизмом, находившимся в бронзовой коробке, которая служила основанием для дождя. Внутри коробки помещались два ролика, за которые подвешивалась гирька, соединенная с балясиной. 
При оттягивании тарелки-дна, на которой находились профитки, гирька поднималась, а свечи с тарелкой, выходя из фонаря, становились в такое положение, при котором удобно было их зажигать.
3) Фонари с богатым хрустальным убором разных форм и размеров; хрустальный убор размещался на ободах, облегающих тулово или на вынесенных ободах; также использовался дождь. 
4) Фонари с «богатой бронзой», украшающей тулово или внутреннюю часть фонаря. 
5)Люстра-фонарь, в которой профитки прикреплялись к внешним ободам, т.е. выносились за пределы самого фонаря.
Призматические фонари имели французское происхождение и господствовали в России в первой половине XVIII века, т.е. в эпоху барокко; во второй половине столетия они встречаются гораздо реже (в Англии они и до конца столетия были широко распространены). Грани с гладкими стеклами украшались ветками с бронзовыми листьями, фигурами, акантом и проч.
Цилиндрические фонари – наименее распространенный тип в классицизме. Они встречаются как с богатым бронзовым, так и с хрустальным убором.
Кроме подвесных фонарей, выполнявших функции, аналогичные люстрам, широкое распространение получили и настольные фонари, выполнявшие функции стоячих осветительных приборов. Настольные фонари также использовались в местах, где присутствовало особо сильное движение воздуха. Подставками для таких фонарей служили вазы, грифоны, женские фигуры. Навесные фонари часто располагались в помещении по сторонам от дверей.