Логотип

Русские люстры первой трети XIX века

Уже в конце XVIII века в русской осветительной арматуре появляются новые черты, характерные для классицизма XIX века. Два типа люстр определяют различные пути дальнейшего стилистического развития осветительной арматуры в России: люстры с обилием бронзы при сохранении хрустального убора и люстры, в которых хрустальный убор сведен к минимуму или отсутствует вообще (в этом типе наиболее ярко воплотился самостоятельный путь развития русской осветительной арматуры).

Люстра 1822 годаЛюстра 1822 года.

Люстры, в которых хрустальный убор сохранен, были известны в трех видах. 
1) Люстры с полушарием из гирлянд и стержнем в виде балясины, с которой скреплен обод, или с ободом на цепях. Это особо пышные и тяжеловесные осветительные приборы. Нижняя часть в виде полушария состоит из ряда пронизок, собранных вместе и скрепленных шишкой. Такие люстры сохранились во дворцах Павловска и Гатчины. 
Важную роль в художественном облике люстры играет золоченый бронзовый обод, который тщательно отделывается гравировкой или чеканкой; край обода декорируется фестонами или вставками из хрусталя.
2) Люстры с восходящими гирляндами – от нижнего обода в таких люстрах отходят нити из хрустальных страз, которые вверху прикрепляются к обручу на половине высоты люстры. Обычно нижний обод имеет полушаровую часть из пронизок в виде корзинки. 
3) люстры с металлической или стеклянной чашей, отделанной декором.
Люстры с хрустальным убором встречаются в России первой трети XIX века довольно редко. Более часто создаются люстры, имеющие в основе хрустальную чашу, вазу, шар и т.п., тарелку цветного стекла или хрустальный граненый шар (все эти формы были оправлены в бронзу). Люстры висели на бронзовых цепях. Самый распространенный тип люстр в первой трети XIX века и основной тип русской люстры ампира – бронзовые или левкасные, сделанные под бронзу, люстры без хрустального убора. Их можно было встретить во всех дворцах, особняках и богатых домах столичных и губернских городов, построенных в первой четверти XIXвека и в донаполеоновских богатых домах XVIII века.
Люстры без хрустального убора также существовали в трех видах: 1) Люстры на одном или нескольких металлических или деревянных ободах, на каждом из которых располагалось большое количество профиток. Ободы в таких люстрах цепями прикреплялись к верхней короне люстры, образованной акантовыми листьями (такое завершение было одной из характерных особенностей люстры русского ампира).

Люстра начала XIX векаЛюстра начала XIX века.

2) Люстры со свободными ответвлениями, а также получившие в конце XVIII – начале XIX века широкое распространение жестяные люстры, которые приспосабливались как для масляных ламп, так и для свечей. Все они имели ободы, в которые вставлялось стеклянное дно. По расположению рожков они относятся к люстрам со свободными ответвлениями.
3) Люстры с чашей. Примером могут служить люстры на восемь свечей, имевшие вид фестонированных белых чаш, украшенных головками и заканчивающихся большим висячим кольцом в центре.
Такие светильники на бронзовых цепях иногда называли «помпейскими лампами». Подобные лампы проектировал А.Н. Воронихин для Павловского дворца.
Для изготовления люстр в первой трети XIX века использовали сталь, кость, фарфор, дерево. Из стали, в частности, делали люстры и шандалы без хрустального убора на Тульском оружейном заводе. Фарфоровые люстры производили на фарфоровом заводе Миклашевского. Бронзовые люстры высокохудожественной чеканной работы имели обычно бронзовую чашу в виде поддона прорезной чеканной работы, а завершались короной. Тип люстры русского классицизма XIX века определился уже в первые годы этого столетия. Множество подобных осветительных приборов выполняли петербургские мастера для Аничкова, Михайловского, Елагина, Юсуповского дворцов по проектам К.И. Росси.
Типичные люстры русского классицизма XIX века в несколько ярусов были соразмерны интерьеру и составляли его главное украшение. Они имели, главным образом, ажурный или цельный обод с накладными декоративными деталями. К ободу крепились свечники, обычно украшенные крылатыми фигурами. Изредка поверх обода размещались литые бронзовые украшения в виде венков, пальметт, аканта. Подобные люстры висели на цепях с продолговатыми фигурными звеньями, которые прикреплялись к верхней короне. Ажурный поддон состоял из бронзовых листьев аканта, пальмовых листьев, фигур. Отдельные элементы варьируются, но это не затрагивает общего композиционного построения.

Люстра 1840-х ггЛюстра 1840-х гг.

Бронзовые осветительные приборы в стиле ампир изготовлялись на петербургских предприятиях и во второй четверти XIX века.
Во второй четверти XIX века хрустальные люстры значительно отошли от прежних форм со сложным бронзовым и ювелирным убранством и легким хрустальным декором. Бронзовый остов опять, как и в барочных люстрах, почти полностью скрывается за тяжелыми блестящими пронизками хрусталя. В люстрах 30-х гг. XIX века профитки располагались по трем основным ободам.
В люстрах 1840-х гг. от обода отходили круглые кронштейны в виде небольших обручей, несущие профитки. Каждый обруч был украшен рядом густых ниспадающих стеклянных призм. Люстры в эти годы проектировали архитекторы А.П. Брюллов, В.П. Стасов и др. Люстры этого времени изготовлялись и на Императорском фарфоровом заводе, который имел даже специальные мастерские.