Логотип

Русские люстры второй половины XVIII века

Большое значение в комплексе интерьера русского классицизма XVIII века, как, впрочем, и в барочном интерьере, имели люстры. Их роль по-прежнему оставалась ведущей, хотя форма, композиция и декор люстр, а также принципы их развески в помещении существенно изменились.

Люстра. Вторая половина 18 векаЛюстра. Вторая половина 18 века.

Для раннего этапа классицизма, 1760-1770-х гг. характерны формы люстр, переходные от барокко к классицизму. Люстры в эти годы делают двух видов: замкнутыми тягами и со свободными ответвлениями.
Люстры с замкнутыми тягами по конструкции и декоративной обработке стержня близки к барочным; от классицизма в них присутствует правильное членение, легкость общей композиции, а также использование в хрустальном уборе пирамид, гирлянд, страз и проч.
В люстрах со свободными ответвлениями сохраняются черты аналогичных барочных люстр в обработке стержня и в конструктивных особенностях; но в хрустальном уборе уже присутствуют основные черты раннего классицизма.
Люстры зрелого русского классицизма конца XVIII века имеют стройные балясины, обычно – из цветного стекла. В 1770-80-е гг. преобладают голубой и розовый цвета, в конце XVIII – начале XIX вв. в основном встречаются красный и синий. Балясина заменила стержень барочной люстры, который имел вид вазы светлого стекла и состоял из отдельных частей. В классицистических люстрах в качестве декора вместо барочных обелисков используются остроконечные штыки-пирамидки., располагающиеся правильными рядами. Они бывают гладкими или с зазубринами по краю, и венчаются дождем или граненым чечевицеобразным хрусталиком. Легкие гирлянды страз, перекинутые от одной пирамидки к другой, соединяются петлями на бронзовой оправе. Люстра завершается дождем или тарелкой с гладкими или фемтонированными краями.
Русский классицизм XVIII века знает люстры двух типов: люстры цельного стекла и люстры с бронзой.
Люстр цельного стекла сохранилось мало. В них балясина имеет вид стеклянной вазы или состоит из отдельных частей, слегка разграниченных металлическими прослойками. Внизу располагается зеркальный поддон, наверху – стеклянная тарелка.

Люстра. Конец XVIII века.Люстра. Конец XVIII века.

Люстры с бронзой – широко распространенный вариант. По материалу, из которого они созданы, их делят на люстры, с преобладанием стекла и люстры с бронзой тонкой ювелирной работы, не перегруженные хрустальным убором. По форме – на люстры с ободом, люстры со свободными ответвлениями, люстры смешанного вида (обод совмещен со свободными ответвлениями) и люстры с фонарями, которые появились в самом конце XVIII века. Наиболее распространены из них люстры с ободом, в которых на ажурном ободе с бронзовой решеткой со вставками из стекла и хрусталя располагались профитки и декоративные пирамидки.
Люстры с ободом создавались двух разновидностей: люстры с ободом, прикрепленным к стержню тягами и люстры с ободом, прикрепленным цепями. Люстры с ободом, прикрепленным к стержню тягами, делали из бронзы в форме полуовала. Нижний конец соединялся с ободом, верхний – с бронзовой пластинкой балясины. Ободов могло быть несколько, они часто имели оригинальную форму (многоугольника, звезды и проч.) Люстры такого типа с одним ободом были введены в обиход русского классицизма в 1870-е гг.
Два или более ободов получают широкое распространение в последней четверти XVIII века. Они являются типичнейшими образцами люстр русского классицизма. Люстры с ободом, прикрепленным цепями, появились в самом конце XVIII века и были близки к «павловским» люстрам, которые стали переходной формой от классицизма к ампиру.