Логотип

Русские осветительные приборы XVIII-первой трети XIX вв

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов художественно оформленных русских осветительных приборов датируются XII веком. Для этого времени наиболее характерны хоросы-паникадила, представляющие собой сложную конструкцию, смонтированную из шестидесяти трех отдельных частей. В XIV-XV веках в Новгороде существовали специальные мастерские, где отливали отдельные части и монтировались такие осветительные приборы. В русской осветительной арматуре XVI-XVII вв. получило широкое распространение художественное литье; важную роль в это время в развитии различных областей русского декоративно-прикладного искусства играла московская Оружейная палата. Осветительные приборы делали из металла и дерева, в зависимости от их назначения и стоимости; формы и декор были довольно разнообразны, осветительная арматура вполне удовлетворяла относительно непритязательным требованиям различных слоев населения. Только стремительно возросшие запросы вкупе с техническими достижениями второй половины XVII века привели к подлинному расцвету искусства создания осветительных приборов в XVIII и XIX веках.

Бра. Конец 18 векаБра. Конец 18 века.

Осветительные приборы XVIII века, бытовавшие в различных слоях русского общества, имели свои характерные особенности: у крестьян обычно использовались светцы, в которых горели лучины; у беднейших горожан-ремесленников – железные подсвечники, в которые вставлялись сальные свечи; богатые горожане и высший класс использовали различного типа осветительные приборы, в которых горели, главным образом, восковые свечи; реже в быту применялись лампы-масленки; у бедных слоев, кроме сальных свечей, издавна использовались плошки и жировки, наполненные жиром, в которых плавал зажженный фитиль.
В России сальные свечи использовались также в служебных помещениях зажиточных домов и дворцов. Восковые свечи стоили гораздо дороже.
Так, у публичных театров конца XVIII века не хватало средств на восковые свечи, поэтому использовались, главным образом, сальные, от которых, по свидетельству современников, было много чада и копоти. В Большом Петровском театре Маддокса, освещавшемся сальными свечами на рубежеXVIII-XIX веков ввиду отсутствия средств на приобретение восковых свечей, разрешалось богатым лицам, абонировавшим ложи, иметь собственное убранство ложи и освещение по своему желанию и вкусу. Для освещения сцены в конце XVIII века в парижских и петербургских широко использовались плошки.
Во второй половине XVII века, а особенно в XVIII веке, всвязи с появлением богатых и роскошно отделанных апартаментов, предназначенных для вечерних празднеств и увеселений, слабое освещение перестало удовлетворять возросшим потребностям, что привело к поискам новых способов освещения, которые бы могли увеличить освещенность интерьеров столь слабыми источниками света, как свечи. Одним из первых нововведений были металлические отражатели-рефлекторы, которые усиливали естественный свет свечи. Но и этого оказалось мало для освещения на должном уровне больших парадных залов. Во второй половине XVII века в Западной Европе в осветительных приборах стали использовать горный хрусталь, который обладал большой отражательной силой. Блеск его казался иностранцам настолько сильным, что Петр I, посетивший парижскую оперу во время пребывания во Франции в 1717 году даже попросил погасить две люстры, висевшие в передней части зала, т.к. яркий свет слепил ему глаза. Осветительные приборы с горным хрусталем были очень дороги, так, за две люстры с горным хрусталем и часами с музыкой для Таврического дворца Потемкин заплатил 42 тысячи рублей золотом.
Горный хрусталь вскоре стали заменять более дешевым материалом – им оказался искусственный хрусталь, открытый во второй половине XVII века. Это было бесцветное стекло особого изготовления, в состав которого входили песок и поташ. Д.И. Менделеев в «технической энциклопедии» о производстве элементов хрустального убора писал: «Призматические и граненые стеклянные штуки, употребляемые для люстр приготовляются... тем, что расплавленное стекло выливают в толстые плиты, имеющие величину приблизительную к величине изготовления предметов... Куски нагреваются до размягчения и потом выпрессовываются в особые формы. Затем сформованные штуки заканчивают посредством шлифования, полирования и гранения». Такое стекло впервые было изготовлено в Чехии, но широкое распространение именно в осветительных приборах оно нашло, прежде всего, во Франции.

Торшер конца XVIII векаТоршер конца XVIII века.

Дворцовые интерьеры первой половины и особенно середины XVIII века были пышно и богато декорированы, широко использовалась резьба и лепка с позолотой. Парадные апартаменты функционировали, главным образом, в вечернее и ночное время, их убранство должно было быть ярко освещено, поэтому особое внимание уделялось изобретенному отражательному освещению и хрустальному убору. Форма осветительных приборов должна была гармонировать с интерьером, т.к. они играли роль своеобразного художественного акцента в интерьере. Русские осветительные приборы эпохи барокко – первой половины XVIII века – существенно отличаются от русской же осветительной арматуры ампира и классицизма, как по своей конструкции и композиционным принципам, так и области декора.
Необходимость осветить декор во всех частях интерьера способствовала созданию трех групп осветительных приборов – подвесных, навесных и стоячих. К подвесным осветительным приборам относятся, главным образом, люстры и фонари, к навесным – бра и настенники, к стоячим –канделябры, подсвечники, жирандоли, торшеры. Каждый из видов этих осветительных приборов имел множество разновидностей.
Основой для производства осветительных приборов в России XVIII-XIX веков.послужило развитие стекольной промышленности. Важное значение для формирования осветительной арматуры XVIII века имели сконструированные И.П. Кулибинымрефлекторы, которые впоследствии получили широкое распространение в осветительных приборах усадеб и дворцов. Наряду со стекольной промышленностью процветало бронзовое дело. В начале XVIII века бронзовый остов был лишь конструктивной частью осветительного прибора, в декоре же господствовал хрусталь – это характерная черта русских осветительных приборов барокко. В связи с облегчением хрустального убора, роль бронзы стала возрастать, и в конце XVIII – первой половине XIX вв. мастер-бронзовщик стал главным, а иногда – единственным художником, создававшим классицистическую русскую осветительную арматуру.
Дороговизна изделий из бронзы привела к необходимости имитировать металл: появились деревянные резные осветительные приборы, позолоченные, как и бронзовые, в три колера – красноватый, желтоватый, зеленоватый, что создавало яркий художественный эффект. Деревянные осветительные приборы были особенно оригинальны, т.к. в отличие от бронзовых, отливавшихся по форме, не поддавались многократному повторению. Такие деревянные изделия «под бронзу», получившие широкое распространение в XVIII веке, создавали мастерами-резчиками, работавшими в Москве и Петербурге. Кроме дерева в русских осветительных приборах XVIII века применялось и папье-маше, тонированное под тот или иной металл.
Успешное развитие художественной бронзовой промышленности в конце XVIII – начале XIX вв. благоприятствовало созданию национального варианта русского классицизма. Русские архитекторы XVIII – начала XIX века придавали большое значение обстановке своих сооружений, стремились создать единство интерьера и предметов убранства. Форма осветительного прибора должна была гармонировать со всей художественной обработкой интерьера и с его обстановочным комплексом, а, кроме того, играть роль решающего компонента в художественном восприятии интерьера. Осветительная арматура подчеркивала стиль и назначение помещения.

Люстра. Конец 18 векаЛюстра. Конец 18 века.

Русские архитекторы XVIII и XIX вв. сами проектировали осветительные приборы для своих интерьеров. Так, зодчий М.Ф. Казаков для Путевого дворца в Твери создавал форму люстр, совмещая традиции русских паникадил XVII века с грацией раннего русского классицизмаXVIII века. Архитектор А.А. Львов создал стройную и простую форму осветительной арматуры, которая получила название гатчинской люстры. Это люстра с хрустальной корзинкой в виде полушария с пересекающимися дугами на верхнем ободе и спиралью, украшенной хрусталем, стала прообразом большого количества вариантов люстра.
Архитектор А.Н. Воронихин тоже создал ряд проектов канделябров и люстр. Подвесная осветительная арматура, сделанная по его рисункам для Греческого зала Павловского дворца, с ее строгими формами люстр-светильников, удачно сочетается с внутренним убранством зала. Подобные светильники на бронзовых цепях, исполненные по проекту Воронихина, висели в столовой Павловского дворца. В воронихинском проекте «Фонарика» Павловского дворца впервые введен один из типов чашеобразной люстры.
В казанском соборе встречается характерная русская форма бронзовой люстры, которая стала господствующей в русском классицизме XIX века и получила завершение в творчестве К.И. Росси, который проектировал осветительную арматуру в домах и дворцах, построенных им в первой четверти XIX века. Архитектор П.И. Аргунов в своих чертежах театрального зала в Останкине спроектировал ряд особых форм подвесных и настенных осветительных приборов, учитывая возможность превращения театра в зал для танцев, банкета и т.п. По эскизным проектам архитекторов и скульпторов осветительные приборы делали русские резчики и бронзовщики. Во второй половине XVIII века, как свидетельствует рапорт директора Академии художеств архитектора А.Ф. Кокоринова И.И. Бецкому от 30 октября 1763 года в Академии «велось обучение учеников деланию люстр и паникадил».
На протяжении полутора веков осветительные приборы пережили те же этапы стилевого развития, через которые прошли не только различные виды изобразительного искусства, но и декоративно-прикладное искусство: барокко, классицизм, ампир. Русские осветительные приборы первой половины и, особенно, середины XVIII века по композиции и декору соответствуют формам барокко; осветительная арматура второй половины XVIII века выполнялась в соответствии с эстетикой классицизма; светильники первой трети XIX века воплощают в себе идеологию позднего классицизма – ампира.