Логотип

Роль стекла в свечных осветительных приборах

Почти одновременно с появлением светильника в обиходе человека, ему стали придавать художественную форму. Даже для лучины, одного из самых примитивных источников света, разрабатываются специальные приспособления – светцы, как это делали в России в XVII веке. В Египте, Риме и Греции, где для освещения использовались в основном масляные светильники из керамики и металла, эти устройства, будучи одинаковыми по конструкции, существенно отличались по художественному оформлению в домах с большим и малым достатком. Подлинного расцвета художественной формы светильники достигли после появления доброкачественной свечи, т.е. в XVII-XIX вв. В России расцвет художественной формы свечных светильников приходится на эпоху классицизма – вторую половинуXVIII – первую треть XIX века. В эти годы самые известные русские архитекторы занимаются проектированием осветительных приборов для жилых и парадных помещений. В последовавшие за этим периодом десятилетия, до того момента, когда была изобретена электрическая лампа накаливания, в решение художественной формы и светотехнических задач свечных светильников не вносится ничего принципиально нового. В этот период наблюдается снижение художественного качества светильников, а также подражание прежним формам.

Люстра. Петербургский стеклянный заводЛюстра. Петербургский стеклянный завод. Конец XVIII века.

Маломощность свечи, которая была главным источником света до появления керосиновых, газовых и электрических осветительных приборов, заставляла создавать такие конструкции, в которых некоторое заданное количество свечей было расположено в возможно большем пространстве. В то же время такое размещение заставляло искать элементы, заполняющие объем светильника, и композиционно связывающие все его составляющие части в единое целое. Таким образом, со временем был выработан целый ряд композиционных приемов построения свечных светильников, особенностей декоративного убора из стекла и хрусталя, а также специфические формы деталей хрустального убора.
Главным материалом для оформления свечных осветительных приборов (люстр, жирандолей, подсвечников и проч.) было стекло, благодаря его уникальным свойствам.
По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников изменялось, принимая различную форму и окраску, подвергаясь разным способам обработки.
Впервые стекло приобрело значение основного материала в венецианских свечных светильниках, главным образом, люстрах. Основным приемом, определившим художественную форму венецианской люстры, была лепка из остывающей массы прозрачного стекла. На острове Мурано, близ Венеции, строго охраняемом специальными законами мастера создавали стеклянные шедевры, причем, многие их секреты не раскрыты до наших дней, в т.ч. – секрет лепки из стекла. Этим способом изготовляли обрамления для зеркал в виде цветочных гирлянд, столовую и декоративную посуду с цветами, фигурами людей и животных, а также люстры, особенно так называемые «венецианские люстры лепного стекла».
Светильники из лепного стекла в течение двух столетий были одним из самых дорогих художественных архитектурных украшений. Венецианское художественное стеклоделие окружала глубокая тайна. Мастеров, бежавших с острова, преследовали и предавали смертной казни. В силу всех этих причин производство стеклянных осветительных приборов по типу венецианских XIV – XVII веков не было освоено в других странах.
Источником света в венецианских люстрах были сальные или восковые свечи, дававшие при горении блики на стекло. Лепное стекло по поверхности не подвергалось обработке; формы деталей были округлые, без четких граней, поэтому блики получались расплывчатыми, без преломления и разложения света. По типу венецианских люстр делали жирандоли и канделябры.
На смену венецианским светильникам лепного стекла приходят светильники с хрусталем, которые существовали как основной вид осветительных приборов в течение XVII-XIX вв. Искусственный хрусталь близок по чистоте, прозрачности и способности преломлять свет к настоящему хрусталю. Он легко поддавался гранению и глубокой рас шлифовке благодаря своей мягкости. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVII веке, где он производился до последней четверти XVIII века, когда в Англии стали создавать свинцовый хрусталь, более чистый и мягкий. В Англии граненый хрусталь достиг совершенства. Хрустальные подвески и стеклянные детали различной формы усиливали интенсивность света и придавали всему интерьеру, в котором располагался светильник, особую нарядность и парадность. Осветительные приборы с хрустальным убором покоряли всех не только яркостью света, но и радужной игрой света в хрустале, а также мелодичным звоном подвесок.

Люстра-фонарьЛюстра-фонарь. Петербург. Мастерская И. Цеха. 1801 г.

Хрусталь использовался в осветительной арматуре, главным образом, в виде мелких граненых или полированных деталей, а также в виде более крупных форм.
Декоративная игра света в хрустале основана на преломлении и отражении света, на свойствах трехгранной призмы разлагать белый луч на спектральные цвета.
Для достижения должного эффекта хрустальные детали светильника должны были быть расположены за источником света, т. е. свечи располагались наружным кольцом по отношению к гирляндам хрусталя. Хрустальные детали устанавливали на одном уровне со свечами или непосредственно перед пламенем свечи. В многоярусных люстрах каждому ярусу свечей соответствовал ярус хрусталя.
По такому же принципу строили и крупные детали из хрусталя и цветного стекла. Хрустальный свечной светильник состоял из числа световых точек, во много раз превосходящих число свечей в данном светильнике.
Означенные принципы размещения хрустального убора легко можно проследить на многочисленных образцах светильников вплоть до появления электрической лампы. Изнутри хрустальные чаши и шары никогда не освещались, что, впрочем, не относится к фонарям XVII-XVIII вв.из прозрачного стекла, т.к. их колпаки делались гладкими, без расшлифовки, поэтому не могли дать никакой игры при любой постановке свечей. Колпаки на фонарях носили чисто утилитарный характер – защищали пламя от ветра и сквозняка.
Позднее, с появлением электрической лампы принципами размещения стеклянных и хрустальных деталей в светильниках стали пренебрегать. Приспосабливая старинные хрустальные люстры под электрические лампы, нередко помещали электрическую лампу внутри люстры, состоящей из сплошной завесы хрусталя вокруг центрального стержня. В результате таких действий игра света пропадала.

На рубеже XVIII-XIX столетий произошла светотехническая революция: появились сильные источники света. Лампы, работающие на жидком горючем, стали давать свет, равный нескольким десяткам свечей. Стало возможным хорошо осветить интерьер, не используя больших сложных конструкций вроде люстр с множеством свечей и хрустальных подвесок. Но восприятие пространства изменялось медленнее, чем осветительные приборы. В бытовых интерьерах этого времени избегают общего освещения. Технический прогресс, стремящийся к экономичному, ровному и яркому освещению, пришел в противоречие с задачами эстетической организации света, которые были необходимы для создания вещной, предметной среды, окружающей человека. Тогда впервые свет стали ограничивать. В моду стали входить абажуры, направляющие свет вертикальным колодцем вниз или вверх, оставляющие все окружающее пространство в полумраке. Над формой и декоративным убранством светильников работали и для того, чтобы с их помощью изменить эффект новой системы освещения, которые делали обстановку мертвой и безвоздушной, как сразу же заметили писатели и художники конца XIX века. В керосиновых лампах, как, например, в лампах завода Болотина, стекло играло одновременно и декоративную, и защитную роль, прикрывая слишком яркий свет лампы. В электрических светильниках роль стекла зачастую сводилась только к приглушению света, поскольку современники первых электрических ламп жаловались на их мертвенный и неестественный свет.